ВВЕДЕНИЕ
Планирование - это обязательный элемент любой предпринимательской деятельности. Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого представления целей своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии рынков сбыта, положении конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. В первую очередь успех любого бизнеса зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации.
Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самым предприятием. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Это одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
¨ организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;
¨ выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;
¨ планирование социального развития коллектива;
¨ формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка; выбор стратегии и тактики конкуренции; оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
Бизнес-планирование является инструментом к повышению степени осуществления идей и проектов любого типа. Любую сложную проблему можно разделить на более простые, затем детализировать и рассмотреть вероятность их осуществления. Этот метод лежит в основе бизнес-планирвания. Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, и социального развития коллектива, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. В бизнес-плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные взаимным учетом интересов всех участвующих сторон: заказчика бизнес-плана, подрядных фирм, муниципальных органов, и , наконец, потребителя.
Цель настоящей работы - разработка в составе бизнес-плана направления социально-экономического развития коллектива.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, изменяющаяся хозяйственная среда ставит руководителей (как опытных, та и начинающих) перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке, готовиться к такому непрерывному для них занятию, как борьба с конкурентами. Во-вторых, в нашу экономику входит новое поколение предпринимателей. Многие из них не имеют опыта руководства предприятием. Поэтому они весьма смутно представляют себе практические проблемы. В-третьих, современные инвестиционные проекты, как правило, требуют больших капиталовложений. Они не всегда имеются у предпринимателей. В связи с этим руководители должны уметь обосновать свои заявки и доказать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить главные аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Решению перечисленных проблем призван помочь бизнес-план. Он является основным документом, определяющим стратегию фирмы. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. Основная цель разработки бизнес-плана - это планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, что представляет собой важнейшую задачу для любого бизнеса. Бизнес-план, таким образом, представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажное обслуживания и др.). Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие задачи:
¨ сформировать конкретное направление деятельности фирмы, целевые стратегии и тактики их достижения;
¨ выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
¨ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
¨ оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
¨ предусмотреть трудности «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес- плана.
Хотя ситуация на рынке меняется довольно часто и быстро, разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в ходе которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т.д. В значительной степени этот процесс может быть обеспечен за счет применения современных программных средств, обеспечивающих автоматизацию разработки и корректировки бизнес-плана.
Планирование деятельности фирмы сулит не мало выгод, например:
¨ заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
¨ позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
¨ определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
¨ побуждает руководителя конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
¨ делает фирму более подготовленной к внезапным изменения рыночной ситуации;
¨ четко формулирует обязанности и ответственность всех руководителе.
Главное достоинство планирования заключается в том, что правильно составленный план дает перспективу развития фирмы. Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:
¨ подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
¨ внедрение инновационных проектов;
¨ обоснование предложений по приватизации госпредприятий;
¨ открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее деятельности;
¨ перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых направлений деятельности;
· составление проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных фирм;
· выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвесторов.
Бизнес-план - это перспективный документ, составляемый на несколько лет вперед. Основные рекомендации для подготовки бизнес-плана: