¨ краткость (изложение только самого главного по каждому разделу плана);
¨ доступность в изучении и понимании;
¨ лаконичность, убедительность.
Бизнес-план должен быть понятен не только специалистам, но и широкому кругу пользователей, он не должен быть перегружен техническими подробностями. Только заинтересовав потенциально инвестора предприниматель может рассчитывать на успех своего дела.
Чтобы бизнес-план был принят он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проекта, которые изучаются при разработки бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, но и быть достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и какой доход принесет проект. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способ привлечения капитала. В тоже время, включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования. Основные функции бизнес-плана :
Внутрифирменная деятельность
¨ разработка концепций развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности
¨ разработка и осуществление проектов создания новой продукции(услуги)
¨ оценка внутреннего потенциала фирмы и выявление резервов
¨ подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и оборудования
¨ подбор новый и переобучение собственных рабочих и специалистов
¨ контроль за финансовыми результатами деятельности;
¨ мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы
¨ формирование благоприятного имиджа фирмы
¨ план мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций.
Внешние функции
¨ привлечение инвестиций для реализации проектов; - обоснование для включения проектов в государственные программы и получения средств из централизованных источников
¨ получение банковских кредитов
¨ обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке
¨ организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств предприятий с использованием иностранного капитала и др. форм совместной деятельности.
¨ разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но сосновыми из них являются следующие:
¨ обоснование экономической целесообразности направления развития фирм;
¨ расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в перовую очередь объем продаж, прибыли, доходов на капитал;
¨ определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способа концентрации финансовых ресурсов;
¨ подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрации финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Процесс составления плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами, он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирм.
Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов.
Материал бизнес-плана излагается просто и понятно. Он должен быть доступен различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченное знание о продукте и рынке. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой фирмы и сферой ее деятельности.
В зависимости от характера предлагаемого проекта бизнес-план может содержать разделы, отражающие его специфические особенности, но в целом его содержание более или менее стандартное и включает в себя следующее:
1.Резюме
Это первый и краткий раздел бизнес-плана, который содержит общие выводы из последующих разделов. Важность правильного составления резюме заключается в том, что потенциальные инвесторы, а это прежде всего бизнесмены – люди занятые, с первых слов краткого описания предлагаемого проекта должны убедится в его экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме предельно кратко излагается:
¨ суть проекта, его цели и потенциальная эффективность;
¨ возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях;
¨ кто и как будет осуществлять проект;
¨ потенциальные выгоды для инвестирования в проект: объем продаж, издержки производства и сбыта, норма прибыли, сроки окупаемости и возврата инвестированных средств.
2.Товар:
какие потребности удовлетворяет предлагаемая к производству продукция или услуга;
что их выгодно отличает от подобной продукции или услуг уже имеющихся на рынке;
какими авторскими правами защищены предлагаемая продукция или услуги;
какой может быть их цена и насколько она конкурентоспособна;
какую норму прибыли обеспечит реализация продукции или услуг.
3.Рынок сбыта
¨ кто основные потребители продукции или услуг;
¨ какой может быть объем сбыта в настоящее время и в перспективе;
¨ кто является основными конкурентами, объем их продаж,
¨ стратегия маркетинга, доходы от реализации;
¨ какова продукция конкурентов;
¨ по какой цене реализуют (продают) продукцию или услуги, уровень качества;
4 .Стратегия маркетинга
¨ предлагаемая система распределения и сбыта продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынке;
¨ цена реализации и структура ценообразования;
¨ необходимые мероприятия по рекламе, предлагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу;
¨ мероприятия по содействия сбыту, паблик рилейшнз;
¨ дополнительные льготы покупателю.
5. Производственная программа:
¨ где будут производиться продукция и услуги;
¨ нужно ли создание новых производственных мощностей или можно переоснастить действующее предприятие;
¨ какие необходимы инвестиции для достижения оптимальной мощности;
¨ как будет обеспечено предприятие сырьем, комплектующими изделиями и другими факторами производства;
¨ какие будут использованы технологии и оборудование;
¨ будет ли это предприятие работать в кооперации с другими предприятиями.
6.Организация производства:
¨ какова будет организационная схема планируемого предприятия;
¨ насколько предприятие обеспечено кадрами – перечень имеющихся специалистов, их квалификация, опыт работы;
¨ каким будет уровень, форма оплаты труда разной категории работников, включая социальные льготы;
¨ какова будет технологическая схема предприятия.
7. Оргнанизационно-правовая форма предприятия:
¨ каков правовой статус, форма собственности на планируемом предприятии (товарищество, акционерное общество, кооператив, предприятие с участием зарубежного капитала, арендное предприятие и т.д.);