Контроль работы выездных бригад Оперативная работа выездных бригад отслеживается по двум направлениям: 1) выезд на вызов со станции (подстанции) и 2) работа на линии. Выезд на вызов контролируется следующими должностными лицами: фельдшером по приему и передаче вызовов (далее — диспетчер) станции (подстанции, отделения), врачом-инспектором линейно-контрольной службы (ЛКС), главным врачом станции (заведующим подстанцией или отделением). Для контроля оперативности выездной бригады врач-инспектор ЛКС, либо главный врач станции периодически передает по телефону диспетчеру контрольный вызов и проверяет время выезда бригады. Оперативность работы на линии контролируется: а) Оперативным отделом станции, который отслеживает время прибытия бригады к месту вызова, время выполнения вызова. Старший выездной бригады обязан доложить о прибытии к месту вызова, а если обслуживание вызова занимает более 1 часа, то сообщить об этом в оперативный отдел (контроль местонахождения и состояния бригады). Время прибытия бригады к месту вызова может контролироваться с помощью радиосвязи (по сообщению бригады), либо с помощью системы навигации, позволяющей определять фактическое местонахождение выездных бригад и наблюдать за их перемещением с использованием электронной карты города. б) Инспектором линейно-контрольной службы, который может проверить фактическое время выезда бригады к месту вызова, время пребывания бригады на месте вызова, время передачи больного дежурному персоналу стационара. в) Заведующим подстанцией (начмедом станции), который проверяет карту вызова и может выявить несоответствие между действиями врача (фельдшера) и временем, затраченным на эти действия. Качество оказания помощи контролируется: — Заведующими подстанциями (отделениями) — по медицинским документам (картам вызовов, возвратным талонам сопроводительных листов) и при контрольных выездах. — Старшими врачами оперативного отдела (тактические решения выездных бригад). — Врачами бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад). — Старшими врачами-специалистами станции (по медицинским документам). — Заместителем главного врача по медицинской части (по медицинским документам). — Лечебно-контрольной комиссией станции, назначаемой приказом главного врача.
Под процессным подходом теория менеджмента понимает рассмотрение деятельности организации с позиций совокупности протекающих в ней процессов (бизнес-процессов), ориентированных на некую конечную цель. При этом под процессом (бизнес-процессом) подразумевается устойчивая и целенаправленная совокупность видов деятельности (исследований, процедур, манипуляций и пр.), при которых происходит преобразование «входов» в «выходы», представляющие ценность для потребителя. Для потребителя медицинских услуг (пациента) такой ценностью является выздоровление как результат правильно выставленного диагноза и назначенного лечения, а также соответствующих профилактических мероприятий.
Организация лечебного процесса в скорой медицинской помощи на основе системы менеджмента качества (СМК) является гарантом постановки правильного диагноза, повышения результативности терапии, а также улучшения качества жизни пациентов с учетом выявленной патологии и назначенного лечения. Управление лечением на основе процессного подхода с мониторингом целевых критериев и анализом рисков позволяет персонифицированно устанавливать цели для каждого больного и планировать наиболее эффективные методы их достижения.
Деятельность организуется как совокупность взаимосвязанных процессов, направленная на достижение её стратегических целей для этого определяются девять процессов верхнего уровня:
1. Процесс «Стратегическое управление» представляет собой деятельность по управлению комплексным развитием организации в соответствии со стратегическими целями.
2. Основные процессы непосредственно связаны с производством услуги организации для внешних потребителей(пациентов), добавляют ценность услуги:
Планирование– деятельность по идентификации и выявлении проблем в применении услуги;
Организация – деятельность по производству услуги, включая разработку стандартов и ее применение ;
Мотивация - деятельность по формированию интереса медицинского персонала к труду, как результата качественной работы.
Контроль– деятельность по поддержанию качества услуги при реализации её потребителям;
Рис.7 Процессы верхнего уровня организации МУ ССМП
Вспомогательные процессы обеспечивают инфраструктуру организации, предоставляют услуги и ресурсы, необходимые для выполнения основных процессов:
Управление финансами – деятельность по управлению финансами и осуществлению расчетных операций;
Управление персоналом – деятельность по обеспечению персоналом требуемой квалификации и мотивации;
Управление бизнес-процессами и качеством – деятельность по организации структур и процессов, направленная на обеспечение качества услуги и достижения стратегических целей организации;
Информационно-технологическое обеспечение – деятельность по обеспечению организации требуемыми ИТ-услугами и поддержанию ИТ-инфраструктуры;
Административно-хозяйственное обеспечение – деятельность по обеспечению административно-хозяйственными ресурсами(медицинскими препаратами).
Внедрение процессного подхода подразумевает определение конечных целей, анализ проблемы, структуры организации, самого процесса и его результатов, определение промежуточных индикаторов деятельности и создание системы мотивации для участников процесса. Дизайн структуры лечебно-диагностического процесса рассматривается с точки зрения взаимодействия пациента и медицинского работника. При этом учитываются потребности больного в медицинской помощи, его информированность о возможности её получения и наличие мотивации на выполнение рекомендаций врача. Основными характеристиками медицинского персонала является их профессиональная подготовка, оснащенность, уровень владения основными технологиями и методиками, мотивация на повышение качества оказываемых медицинских услуг. Процесс оказания медицинской помощи – это комплекс технологий, используемых лечебным учреждением для достижения цели. Условно весь лечебно-диагностический процесс можно разделить на подпроцессы, например, скрининг, диагностика, лекарственная терапия, диспансеризация(см.Приложение№1). Каждый из них рассматривается с точки зрения самостоятельного процесса, имеющего вход, дизайн процесса и промежуточные показатели эффективности. Управление качеством внутри процесса осуществляется непрерывно, используя основные принципы менеджмента: планирование, организация, мотивация сотрудников, контроль и анализ. Такой подход позволяет не только констатировать уровень качества, а также определять проблемы, и разрабатывать коррегирующие мероприятия. Все процессы имеют паспорт процесса(см. Приложение№2)
Организационная структура «МУ ССМП» в направлении деятельности процессов:
Бизнес-единица |
Направление процесса |
Административный отдел |
Управление процессами оказания медицинских услуг |
Организационно-методический отдел |
Контроль качества и оценка оказанных услуг |
Медицинская часть |
Управление мед. персоналом и мотивация к труду |
Транспортный отдел |
Обеспечение необходимыми ресурсами (транспортн. единицами) для реализации услуг |
Центр обучения персонала |
Обучение в области специализации и повышения квалификации |