- способностью быть лидером.[3]
Технология управления персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров:
1) наем, отбор и прием персонала;
2) деловую оценку персонала при приеме и аттестации;
3) профориентацию и трудовую адаптацию;
4) мотивацию трудовой деятельности персонала и его использования;
5) организацию труда и соблюдение этики деловых отношений;
6) управление конфликтами и обеспечение безопасности персонала;
7) обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров;
8) управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием кадров;
9) высвобождение персонала.[4]
Управление персоналом предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
Работники отдела управления персоналом должны знать и понимать специфику производственной деятельности организации, видеть перспективы ее развития, в том числе и в долгосрочном периоде, иметь четкое представление о связях организации, ее потребителях, а также уметь разрабатывать эффективные системы управления персоналом в организации.
Службы управления персоналом современных компаний выполняют весь комплекс работ, связанных с людьми на производстве, т. е. единство объекта определяет централизацию функций по управлению персоналом.
Рассмотрим, какие подразделения занимались решением проблем, связанных с обеспечением потребностей предприятия в живом труде на крупных заводах, в объединениях СССР:
ООТЗ - отдел организации труда и заработной платы в подчинении заместителя директора по экономике;
ОСРП - отдел социального развития предприятия в подчинении директора или его заместителя;
ЛНОТУП - лаборатория научной организации труда и управления производством в подчинении зам. директора по экономике;
ОБНТ - общественное бюро нормирования труда - общественная организация на производственных участках и в цехах, работающая под общим руководством профкома и методическим руководством общественного экономического совета;
ОМССИ - общественный методический совет по социологическим исследованиям и социальному планированию - общественная организация, подчиненная профкому предприятия;
ООТИТБ - отдел охраны труда и техники безопасности в подчинении главного инженера;
OK - отдел кадров в подчинении директора;
ОТО - отдел технического обучения и подготовки кадров в подчинении директора;
БРИЗ - бюро рационализации и изобретательства в подчинении главного инженера или его заместителя.
Все стороны деятельности персонала обеспечивались руководством и организацией, однако, разная подчиненность служб неизбежно приводила к усложнению координации действий, а в некоторых случаях - к односторонности во взглядах на персонал. Это относится, в первую очередь, к службам, подчиненным главному инженеру и зам. директора по экономике. Переход к централизации управления подразделениями по работе с персоналом перспективен и способствует реализации гуманистического подхода. Однако в этом случае функции всех вышеперечисленных служб на предприятии передаются единой службе Управления персоналом.[5]
Перечислим функции современных служб управления персоналом на крупных процветающих фирмах:[6]
1)определение потребности в персонале, как текущей, так и на перспективу;
разработка разделов бизнес-плана "Персонал" и "Управление", их балансировка с другими разделами и обеспечение выполнения;
2)разработка комплексных целевых программ развития персонала, увязка их по срокам, ресурсам и исполнителям и обеспечение реализации;
3)организация и осуществление анализа содержания труда, аттестации рабочих мест и разработки профессио- и психограмм, определяющих требования рабочего места к работнику;
4)разработка систем проверки профессиональных и личностных качеств претендентов на занятие вакантных рабочих мест;
5)анализ разделения, организации и нормирования труда, разработка предложений по их совершенствованию;
6)разработка документов, определяющих трудовые отношения на предприятии: коллективных договоров, положений о персонале, трудовых распорядков, положений о подразделениях, должностных инструкций, памяток и инструкций, отражающих культуру предприятия, трудовых соглашений (контрактов), обеспечение их согласования и утверждения;
7)организация подбора персонала на основе профессио- и психограмм, должностных инструкций, положений о подразделениях, разработанных систем профессиональных и личностных тестов и испытаний;
9) планирование карьеры работников, обеспечение перемещений, организация системы кадрового резерва и работы по улучшению адекватности качеств претендентов требованиям рабочего места;
10) организация и обеспечение работы по развитию персонала, повышению квалификации и переквалификации работников с использованием, как потенциала предприятия, так и сторонних образовательных учреждений;
11) разработка учебных программ;
12) проведение исследований по выявлению мотивации работников к труду и разработка мероприятий по повышению удовлетворенности трудом;
13)разработка систем группового и индивидуального материального и морального стимулирования работников с учетом мотивации, исследование и внедрение современных систем оплаты труда;
14)проведение исследований социально-психологического климата в коллективах, качества трудовой жизни, стиля руководства и отношения работников к руководителям;
15)проведение мероприятий по повышению творческого уровня работников, развитию инновационного поведения;
16)проведение работ по повышению уровня охраны и безопасности труда; разработка системы сквозных показателей и оценки результатов труда подразделений, руководителей и специалистов, организация проведения аттестации;
17)проведение исследований в целях создания эффективных рабочих команд;
18)организация принятия совместных решений, проведения важных деловых встреч и переговоров, в том числе по обеспечению социальной защиты работников;
19)анализ причин и урегулирование трудовых конфликтов;
20)организация учета персонала и предоставления необходимой отчетности, проведение аналитической работы по результатам управления персоналом.
На отечественных малых предприятиях состав функций по управлению персоналом зачастую ограничивается учетом персонала и ведением трудовых книжек, а остальная работа либо не проводится, либо осуществляется самим руководителем в меру его компетентности.
В штате службы управления персоналом должны быть специалисты, способные выполнять все перечисленные функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные аналитики. В службах управления персоналом крупных фирм стран с развитым рынком появились новые специалисты: "рекрутеры" по вербовке персонала, "интервьюеры" - психологи, проводящие собеседования с претендентами на получение работы, методисты и инструкторы, консультанты по вопросам карьеры, профориентации, организационному планированию; администраторы программ равных условий занятости и т. п.