Необходимо сказать и о рабочем месте резчика. Оснащение рабочего места зависит от характера выполняемых резных работ. Резчику по дереву для изготовления шкатулок, коробок, ложек, небольших резных панно, мелкой декоративной скульптуры и игрушек не требуется специального рабочего места, так как их можно выполнять на обыкновенном столе. Однако резчик по дереву не может работать в тесноте. Для каждого мастера требуется примерно 2-2,5 м2 площади. В производственных условиях на каждых 6 резчиков полагается 20 квадратных метров площади, на которой кроме столов для резчиков размещают особый стол для заточки инструмента, водяное точило, шкаф для хранения инструментов, столярный верстак.
Для выполнения изделий большого размера - крупной скульптуры, деталей мебели с резьбой, крупных панно и т.п. - необходим специальный стол-верстак длиной 5 м, высотой 1-1,1 м. Для работы на верстаке сидя служит высокий табурет, ноги при этом ставят на подставку-подножку высотой 20-30 см. С правой стороны верстака расположен винтовой зажим, в котором закрепляют обрабатываемую заготовку.
Рабочий стол мастера, выполняющего единичные сувенирно-подарочные изделия, может быть оснащен малогабаритным универсальным приспособлением (с электродвигателем 0,25 кВт) для обработки заготовок и полуфабрикатов. В шпиндель приспособления можно заправлять различный сменный инструмент. Приспособление устанавливают в левой части стола. Сиденье у рабочего стола должно быть удобным, не затрудняющим движений мастера. При резьбе на коленях рекомендуется иметь подставку под правую ногу.
Правильная организация рабочего места включает удобное расположение инструмента на рабочем столе резчика. Ручной инструмент раскладывается справа от мастера в глубине стола. В центре стола около мастера ставится эталон выполняемого изделия. Ближняя к мастеру рабочая поверхность стола остается свободной для выполнения операций резьбы и размещения полуфабриката.
Стол для заточки инструмента должен иметь в центре отвод для стока применяемой при заточке воды.
Шкаф для инструментов должен быть оснащен отдельными ящиками по числу работающих в мастерской резчиков.
Большое значение для резчика имеет освещение. Целесообразно располагать рабочий стол так, чтобы свет на его поверхность падал спереди и слева. Лучшим является естественное дневное освещение.
ГЛАВА 2. Организация производства и управления на предприятии “СУВЕНИР”
Организационная структура любого предприятия сильно зависит от отраслевых особенностей предприятия, его размера и других объективных факторов (наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения предприятия и т.д.). При допустимых с точки зрения содержания поставленной задачи упрощениях организационную структуру предприятия любого профиля можно представить моделями достаточно общего вида, которые затем необходимо положить в основу оценок эффективности (действенности) механизма управления, а также принципов организации управления с точки зрения выделения структур, находящихся в линейном и функциональном подчинении руководства предприятия и его подразделений.
Разумеется, обособление в рамках предприятия отдельных структурных подразделений имеет смысл при наличии по крайней мере двух условий: во-первых, достаточно большой численности работающих, при которой эффективное управление их деятельностью из одного центра становится затруднительным; во-вторых, если персоналом предприятия выполняются работы различного технологического характера, что вынуждает организовать управление технологическими процессами при помощи специалистов различного профиля.
И хотя на предприятии “СУВЕНИР” планируется использовать труд небольшого числа работников, оно все же производственное предприятие, и его деятельность будет направлена на изготовление продукции. Поэтому по мере его развития все более необходимой станет задача диверсификации производства, которая обеспечит предприятию большую финансово-экономическую устойчивость. На любой стадии развития предприятия будут выделяться подразделения, которые будут выполнять определенный круг функций. Возможно каждое подразделение в той или иной мере будет наделяться административно-хозяйственной самостоятельностью, т.е. правом принимать и выполнять соответствующие управленческие решения в пределах своей компетенции, определяемой для каждого подразделения органом общего управления предприятием в целом.
Как производственные функции, так и функции обслуживания и управления будут выполняться тем эффективнее, чем более специализированным будет то или иное подразделение. Специализация способствует повышению квалификации и скорейшему приобретению персоналом необходимых практических навыков, упрощает управление подразделением со стороны вышестоящего органа, поскольку уменьшает разнообразие целей, которые орган управления ставит перед управляемым подразделением, и контроль за степенью их достижения.
Однако рассмотрим, прежде всего, что из себя будет представлять общество с ограниченной ответственностью (ООО) “СУВЕНИР”. Предприятие будет проводить свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Госдумой 21.10.1994 года. Общество будет являться юридическим лицом и предполагает действовать на основании Устава и Учредительного договора, будет иметь собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.
ООО “СУВЕНИР” будет являться совместным предприятием, создаваемым следующими юридическими лицами:
1. Санкт-Петербургским филиалом банка “ИНКОМБАНК”.
2. Индивидуальным частным предприятием “ЭЛЛИПС”.
Учредители несут ответственность по обязательствам ООО “СУВЕНИР” в размере Уставного капитала, который будет создан за счет средств Учредителей. Он составит на момент образования предприятия 100 тысяч рублей и будет вноситься долями по 50 тыс. рублей каждым Учредителем.
Высшим органом управления предприятия будет являться Совет Учредителей, каждый Учредитель имеет один голос независимо от размера вклада в Уставной фонд.
К исключительной компетенции Совета Учредителей относятся вопросы определения основных направлений производственного (экономического) и социального развития, утверждение планов и отчетов об их выполнении.
После внесения обязательных платежей прибыль предприятия будет распределяться между Учредителями.
Руководство деятельностью предприятия будет осуществлять Генеральной директор, который будет принят по контракту Советом Учредителей. Генеральный директор самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, осуществляет прием и увольнение работников.
Генеральный директор должен нести материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов.
В соответствии с рыночной ориентацией предприятия Генеральный директор должен назначать коммерческого директора, ведущего вопросы сбыта, маркетинга и рекламы продукции. Главному бухгалтеру надлежит вести деятельность по составлению документальных отчетов предприятия.