Введение
Актуальность данной темы невозможно преувеличить. Бизнес не может рассчитывать на процветание, а вернее на выживание, не разрабатывая планов и не контролируя их выполнение. Планирование должно представляться в финансовом выражении, так как различные направления деятельности бизнеса измеряются общим мерилом- деньгами. Мир жесткой конкуренции требует гибкости и приспосабливаемости как в планировании, так и в практической деятельности. И все же на практике, к сожалению, система планирования выручки часто бывает очень далека от идеала. А правильное планирование выручки от реализации продукции на предприятии имеет ключевое значение. Выручка от реализации продукции является одним из источников формирования валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач:
1) обеспечение самоокупаемости текущей хозяйственной деятельности предприятия. Основная часть доходов предприятия является источником возмещения всех текущих затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности;
2) обеспечение выполнения финансовых обязательств предприятия перед государством. Часть доходов предприятия является источником выплат различных налоговых платежей в государственный и местные бюджеты и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;
3) обеспечение самофинансирования развития предприятия. Часть доходов предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования работников, социальных выплат, выплат владельцам предприятия и т. п.
Цель написания курсовой работы состоит в приобретении студентами навыков самостоятельной разработки комплексного документа на примере планирования социально-экономического развития коллектива и предприятия в целом.
Смысл данной курсовой работы призван углубить знания студентов в области экономических проблем, например, таких как планирование себестоимости, планирование прибыли и рентабельности, а также привить навыки самостоятельной работы над экономической работы.
Цель данной курсовой работы как и другой любой курсовой работы или курсового проекта состоит в том, чтобы, зная теоретические навыки правильно применить их на практике.
В этой курсовой работе планирование рассматривается на условно многопрофильном предприятии, работающего в условиях переходя на рыночные отношения. Хотя таких крупных предприятий уже осталось не много, но студенту полезно будет рассмотреть те разделы, которые предусмотрены в данной курсовой работе и возможно применить их в действительности.
Это раздел является одним из важнейших. Он служит основой для всех остальных расчетов по труду и заработной плате, себестоимости продукции, ценообразованию, рентабельности производства и финансов.
Планирование (современное определение) – процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения, основанный на познании экономических законов.
Планирование (традиционное определение) – целенаправленная деятельность по регулированию всех сторон экономической и социальной жизни общества на основе объективных экономических законов.
В этом разделе определяются объём и ассортимент. От этих показателей зависит потребность в сырье, оборудовании, а также уровень технико-экономических показателей предприятия. Этот раздел плана является связующим звеном между экономической и технологической частями плана предприятия. В этом разделе определяется производственная мощность предприятия, которая служит обоснованием планирования объёмов производства, а также лежит в основе расчёта показателей эффективности использования основных фондов предприятия. Данный раздел определяет не только работу основных производств предприятия, но и работу вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств. Показатели объёма выпуска определяют объёмы реализации продукции при выручке от реализации. Основными документами данного раздела плана являются производственная программа и производственная мощность предприятия.
При планировании объема производства следует исходить из возможности предприятия.
Возможность предприятия производить определённую продукцию в определённых размерах характеризуется производственной мощностью.
Производственная мощность — максимально возможный годовой объём производства продукции, рассчитанный на основе полного использования всего установленного оборудования, полного использования времени его работы в течение года при применении технических норм производительности оборудования и современной организации производства и труда, то есть при оптимальном использовании всех факторов, определяющих выпуск продукции.
Производственная мощность служит для обоснования реальной производственной программы предприятия. Производственная мощность рассчитывается только в натуральных и условно-натуральных единицах измерения. Расчёт ведётся только по выпускному оборудованию основных производств (отдельно по каждому производству) для всего ассортимента.
По своему объёму производственная мощность всегда больше производственной программы.
Производственная мощность для предприятия не является простой величиной, она изменяется под влиянием следующих факторов:
1) изменение ассортимента;
2) демонтаж старого и установка нового оборудования в результате технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия;
3) прочие организационно-технические мероприятия (модернизация оборудования …)
На предприятии ежегодно составляется баланс производственной мощности.
Учитывая, что наше предприятие выпускает многономенклатурную продукцию, в курсовом проекте предлагается в этом разделе сделать расчет.
Расчет. Производство продукции «А» и «С».
Предприятие выпускает два вида продукции «А» и «С».
Продукция «А». Её выпуск по плану и отчету за прошедший год – 755 тыс.т.; вся продукция товарная, оптовая цена 1 т. Продукции составляет 25,0 руб.
Продукция «С». Плановая часовая производительность установки по сырью 93 т., выход продукта с 1 т. Сырья 95%; простой в текущем ремонте – 135 час., в капитальном – 330 час. Фактическая часовая производительность установки по сырью составила 94,6 т., выход продукта из 1 т. сырья – 97%, простои в текущем ремонте – 145 час., в капитальном – 264 час. Оптовая цена 1 т. продукции «С» 36,2 руб. На протяжении марта месяца декадные планы по установке выполнялись, как показано в таб. 1.
Таблица 1.
Выполнение декадного плана производства в марте.
Декады | Выпуск продукции, т. | ||
плановое | фактическое | принимается за счет выполнения плана по ритмичности, т. | |
I | 18 000 | 17 500 | 17 500 |
II | 20 000 | 21 000 | 20 000 |
III | 20 000 | 25 000 | 20 000 |