4) выявить и измерить влияние факторов, воздействующих на формирование прибыли и показатели рентабельности;
5) исследовать эффективность распределения и использования прибыли;
6) измерить влияние факторов, определяющих распределение и использование прибыли;
7) разработать мероприятия по использованию выявленных резервов роста прибыли и рентабельности и повышению эффективности распределения и использования прибыли.
Основными источниками информации при анализе прибыли и рентабельности являются: финансовая отчетность (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 5-Ф «Краткий отчет о финансовых результатах»), данные оперативного учета.
Анализ прибыли и рентабельности осуществляется в определенной последовательности. Основные этапы анализа приведены на рис. 8.7.
Первый этап - анализ формирования прибыли и рентабельности на предприятиях торговли и общественного питания. Он включает три стадии. На первой стадиирассматривается динамика суммы и уровня показателей прибыли и рентабельности, определяются отклонения фактически достигнутых в отчетном периоде размеров этих показателей от их значений, предусмотренных планом.
В процессе анализа выявляются тенденции изменения рассматриваемых показателей во временном аспекте (кварталам, месяцам) и оценивается уровень вариабельности показателей прибыли. Анализ размера отклонений отдельных значений этих показателей от средних в отчетном периоде позволяет выявить совокупный уровень риска, связанного с формированием прибыли. Экономическое содержание и методика расчета основных показателей формирования прибыли отражены в табл.2.1.
Однако абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, коммерческой сделки. Предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, могут при этом иметь различные объемы продаж и произведенных затрат. Поэтому для определения эффективности деятельности предприятия используется понятие «рентабельность».
Рентабельность представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового процесса. Это один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия. Уровень рентабельности представляет собой отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Поскольку торговое предприятие располагает ресурсами, которые принято подразделять на четыре группы (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые), то соответственно этому разделению для оценки эффективности работы прибыль соотносят с объемом товарооборота, с общей суммой основных и оборотных фондов, со среднегодовой стоимостью основного капитала, текущих активов и т.д. Методика расчета показателей представлена в таблице.
Таким образом, рентабельность является наиболее важным показателем качества работы предприятия. В ней обобщается состояние доходов, издержек обращения, звенности товародвижения и других качественных показателей торговой деятельности.
Повышение уровня рентабельности в рыночных условиях имеет огромное значение с позиции работников и собственников предприятия, контрагентов, государства.
Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а значит, и увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, на социальную защиту. Для собственников предприятия - это информация о результатах внедрения управленческих решений, о целесообразности изменения тактики управления. С позиций государства повышение уровня рентабельности означает увеличение размера средств, перечисляемых в бюджет. С точки зрения партнеров, инвесторов увеличение рентабельности свидетельствует о повышении рыночной стоимости предприятия, возможности взаимодействия, инвестирования таких предприятий.
Ресурсы, затраты и конечные результаты деятельности предприятия взаимосвязаны. Для эффективного развития предприятия необходимо выполнение следующего условия:
Iп > Iо > Iи > Iф > Iч,
Где Iп - индекс роста прибыли;
Iо - индекс роста товарооборота;
Iи - индекс роста издержек обращения;
Iф - индекс роста фондовооруженности работников;
Iч - индекс роста численности работников.
Для оценки эффективности работы предприятия также используются следующие показатели доходности: отношение прибыли к издержкам обращения, фонду оплаты труда, показатели прибыли на 1 м2 торговой площади, на одного среднесписочного работника. Их экономическое содержание и расчет приведены в табл. 2.1
На второй стадии анализа производится изучение факторов, влияющих на формирование прибыли и рентабельности до налогообложения (рис. 2.2.).
Образующие факторы представляют собой детерминированную факторную систему в виде алгебраической суммы нескольких фаткоров, воздействующих на формирование величины прибыли до налогообложения. Их анализ проводят по предприятию в целом и по отдельным видам, сопоставляя фактические данные с базисными по сумме и удельному весу. Подобный анализ позволяет изучить структуру формирования прибыли до налогообложения, найти соотношение между прибылью, полученной в результате реализации товаров, и прочими видами деятельности.
Особое внимание в процессе анализа уделяется изучению взаимовлияющих факторов, формирующих прибыль от реализации товаров. Одни воздействуют на прибыль прямо, другие - косвенно. К факторам прямого воздействия относятся товарооборот, валовой доход и издержки.
Товарооборот является главным фактором, от которого зависит формирование не только прибыли от продаж валового дохода и издержек. Его рост способствует увеличению прибыли и рентабельности. При этом более высокие темпы роста прибыли имеют те предприятия, которые осуществляют инновации, направленные на реализацию новых товаров, продукции, услуг более высокого качества, освоение нового рынка, новых источников поступления товаров, а также ориентируются на удовлетворение приоритетов потребителей, имеющих множество различных компонентов, начиная от критериев покупки до экономических систем.
Продолжительность притока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами: ценностью товара, значимостью и постоянством потребителей, удовлетворяемых данным товаром, характером деятельности, патентно-лицензионным законодательством в стране, общей стратегией, проводимой предприятием на рынке, состоянием конкурентной среды.
Получение высоких доходов и прибыли на предприятиях торговли и общественного питания зависит не только от объема реализации товаров (продукции), услуг, но и от эффективности проводимой ценовой политики, направленной на выработку механизма гибкого ценообразования, а также зависит от выбора поставщиков товаров, сырья. Стремление осуществлять их закупки непосредственно у производителей вознаграждается более высокими доходами и приводит к увеличению прибыли.
На предприятиях, осуществляющих рациональное использование ресурсов (трудовых, материальных, денежных), формируется более низкий уровень издержек. Позволяющий получить больший объем прибыли и уровень рентабельности, упрочить финансовое положение, повысить конкурентоспособность. В этом случае качество образования прибыли оценивается как высокое.