рефераты по менеджменту

Предпринемательство в Росии и казахстане

Страница
9

Объем промышленного производства в январе-апреле 2007г. составил в действующих ценах 2196,6 млрд. тенге, что на 9,5% больше, чем в январе-апреле 2006г. В горнодобывающей промышленности объем производства по сравнению с аналогичным периодом 2006г. возрос на 8,3%, в обрабатывающей - на 11,7%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 6,2%. Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-апреле 2007г. составил в текущих ценах 120,7 млрд. тенге и по сравнению с январем-апрелем 2006г. увеличился на 3,9%. Объем инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2007г. составил 698,1 млрд. тенге, что на 8,3% выше, чем в январе-апреле 2006г. По состоянию на 1 мая 2007г. в республике зарегистрировано 255765 юридических лиц, в том числе с численностью до 50 человек – 241271. Действующих юридических лиц – 174486. Среди действующих юридических лиц малые предприятия составляют – 160948, из них субъектов малого бизнеса – 114582. Внешнеторговый оборот Казахстана (данные Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, без учета неорганизованной торговли) в январе-марте 2007г. составил 16523,2 млн. долл. CША и по сравнению с январем-мартом 2006г. увеличился на 44,9%, в том числе экспорт – 10051,7 млн. долл. США (увеличился на 36,6%), импорт – 6471,5 млн. долл. США (увеличился на 60,1%).

30 октября 2003 года проводился 11-й Форум предпринимателей Казахстана (ФПК) с участием главы государства. Он предлагает «5 шагов во имя дальнейшего процветания Казахстана». Председатель Совета ФПК Раймбек Баталов и руководитель аналитического центра ФПК Каирбек Арыстанбеков считают, что «если государство реагирует и принимает эффективные меры относительно накопившихся проблем и нужд собственных предпринимателей (налогоплательщиков и работодателей) – это признак ответственного отношения. Если оно не реагирует и не принимает мер – это признак популистского отношения». Организаторы Форума ожидают, что предстоящая встреча предпринимателей должна стать переломной во взаимоотношениях государства и предпринимателей. В частности, для достижения этой цели ими предлагается сделать «5 шагов» со стороны государства в пользу предпринимателей. Шаг№1 Сохраняется правовая коллизия и противоречие между многими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере предпринимательства. Некоторые устарели, другие нуждаются в совершенствовании. В законодательстве существует свыше 1000 видов лицензирования, тогда как в зарубежных странах – не более 30-50. За незначительное нарушение Административным кодексом предусмотрены большие штрафы, которые не соответствуют естественному уровню экономической санкции (оценки) и логике юридической ответственности. Иначе говоря, в кодексе могут быть уже заложены предпосылки распространения коррупции. В прерогативе законодательной власти – создание законотворческой совместной рабочей группы с обязательным участием представителей бизнес-ассоциаций, ревизия и внесение изменений и дополнений в действующее законодательство; экспертиза нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательства, на предмет их соответствия интересам экономической безопасности.

Шаг№2 Ныне существующая практика и процедура разработки отраслевых и региональных программ министерствами без участия самих исполнителей (предпринимателей) не отвечает интересам страны. Как следствие, некоторые отраслевые программы были выполнены наполовину или попросту сорваны. В силах экономической власти – в корне изменить ныне существующую практику разработки, составления и их исполнения. Нужно ввести в практику маркетинговые исследования, активное привлечение представителей бизнес-науки, создание экспертных групп по разработке отраслевых и региональных программ развития с участием представителей Форума предпринимателей и бизнес-ассоциаций Казахстана.

Шаг№3 Условие (чрезмерно высокие залоговые требования) и процедура кредитования субъектов малого и среднего бизнеса при снижении ставки рефинансирования до 7-7,5% не обеспечили роста обрабатывающей промышленности страны. В Казахстане продолжают превалировать экономические и конституционно-правовые интересы финансового сектора. Если в 1995-1998гг. доля финансовой деятельности (в том числе банковская деятельность) в ВВП составляла менее 1%, то сейчас ее доля в ВВП достигла 3,5%. Безусловно, стремительный рост необходимо приветствовать, однако это должно происходить не в ущерб реальному сектору экономики. Правительство и исполнительная власть должны создать условия роста доли обрабатывающей промышленности в ВВП. В частности, за счет рыночных инструментов оказать содействие в уменьшении коэффициента спрэда (разброса) между ставкой рефинансирования (7-7,5%) Нацбанка и значениями кредитных ставок (16% в иностранной валюте, от 16% до 24% - в национальной) коммерческих банков страны. Шаг№4 В 1992-2002гг. экономическая политика правительства РК по либерализации импорта существенно определила политику обеспечения конкурентоспособностью отечественных производителей. прямым результатом стал низкий рост количества предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. В этих условиях ускоренное вступление Казахстана в ВТО до 2005 года может привести к дальнейшему усилению сырьевой направленности нашей экономики. С точки зрения обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны, условия, процедура и дата вступления в ВТО должны быть четко увязаны с результатами экономической политики правительства, когда доля ответственных товаропроизводителей по многим товарным и потенциально конкурентным позициям достигнет хотя бы 25-30%. После достижения 30%-ного порога национальная экономика может гармонично вступить в ВТО. Это признак отечественной экономической политики. Шаг№5 В условиях привлечения иностранных инвестиций повышается значение информационных технологий с точки зрения формирования эффективных стратегий освоения рынков сбыта, источников сырья и пр. Изучение мировой практики показало, что доминирование иностранных и транснациональных компаний неизбежно ведет к усилению отрицательного сальдо баланса доходов (около 1млрд. ежегодно), с одной стороны, и беспрецедентному увеличению размера межфирменной задолженности (МФЗ около $14-16 млрд.) дочерних предприятий в отношении материнских компаний за рубежом. Касаясь вопроса привлечения инвестиций, можно отметить, что в 2002 году общий объем инвестиций Казахстана составил Т1,99 трлн. Из них 15%, или Т300 млрд., - доля иностранных, а оставшиеся 85% - вклад отечественных предпринимателей. Как видим, макроэкономический эффект вложения казахстанских предпринимателей и компаний значительно выше, чем иностранных.

Законодательная поддержка промышленности Казахстана.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, которая строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях его деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Более десяти лет государством для предпринимательства создаются условия для устойчивого его развития и определенные положительные результаты достигнуты в этой сфере. Стабилизация социально-экономического положения в республике оказала положительное влияние на развитие малого предпринимательства. Так, по состоянию на 1 января 2006 года по данным Агентства Республики Казахстан по статистике в республике зарегистрировано 737886 субъектов малого предпринимательства, что на 17,8% больше чем на соответствующий период 2005 года. Доля малого бизнеса (малый бизнес и домашние хозяйства) в ВВП республики составила за 2004 год 35,2%. Численность занятых в малом бизнесе достигла 1525,7 тыс. человек. Прирост к соответствующему уровню 2005 года составил 10,1%. 31 января текущего года был принят Закон республики Казахстан «О частном предпринимательстве» Данный закон предусматривает организацию взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами при принятии нормативно-правовых актов через работу экспертных советов. В основе предлагаемой системы важным для государственного органа при принятии нормативно-правовых актов является обязательное наличие экспертного заключения от представителей объединений предпринимателей, а для предпринимательства – подготовка обоснованных заключений с учетом мнения предпринимателей региона, отрасли. Такой подход обеспечит конструктивный диалог государства и бизнеса и соблюдение государственными органами интересов частного предпринимательства при принятий решений, затрагивающих их интересы, а объединениям предпринимателей даст возможность определить конкретные способы реализации своих правозащитных функций и выдвинуть для представления интересов позиций отраслей экономики и предприятий страны в государственных органах всех уровней наиболее профессиональных и активных своих членов. Вместе с тем, 31 января 2006 года был принят, сопутствующий Закону «О частном предпринимательстве», Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», который внес изменения и дополнения в 66 нормативно-правовых акта и 9 Кодексов. Целью этого закона является снижение административного давления и количества проверок со стороны государственных органов. Предметом регулирования Закона является законодательное обеспечение развития общественных отношений в области государственной поддержки субъектов предпринимательства, определение порядка взаимоотношений субъектов предпринимательства с государственными организациями, осуществляющими контрольные и надзорные функции и государственными организациями, оказывающими услуги для субъектов предпринимательства. Государственная политика, в части финансово-кредитной поддержки предпринимательства осуществляется через существующий в Казахстане «финансовый супермаркет» акционерное общество «Фонд развития малого предпринимательства». Фонд предоставляет следующие услуги для субъектов малого предпринимательства:
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту