Вместе с тем предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской деятельности, а именно постоянный поиск нового, постоянное улучшение положения предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.
И в этой связи мы разделяем точку зрения американского ученого Питера Ф.Друкера о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.
Родоначальником этой теории был Шумпетер, который в своей книге «Теория экономической динамики» (1911 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что «нормой» здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительской стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создает новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая «рыночная ниша».
Добиться всего этого предприниматель может с помощью имеющегося «ресурса», в который он должен «вдохнуть» новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.
Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационностъ подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.
Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.
Ф.Друкер выделяет семь источников инновационных изменений:
• неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;
• неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какова она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;
• нововведения, основанные на потребности процесса;
• внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
• демографические изменения;
• изменения в восприятия, настроениях и ценностных установках;
• новые знания (как научные, так и ненаучные).
Наиболее существенные изменения, можно сказать радикальные, происходят на основе «новых знаний». Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего, наблюдается, как правило, большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.
В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:
1. Тщательного анализа всех необходимых факторов.
2. Ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация.
3. Организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходима финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.
Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.
Но есть нововведения, которые основываются порой не на новых знаниях, а на идеях. Этот вид нововведений в количественном отношении и по своим последствиям перекрывает все остальные виды нововведений. Его можно рассматривать восьмым в дополнение к приведенной классификации. Примером этого является появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с пивом или прохладительными напитками и многое другое. Предприниматели должны быть всегда нацелены на использование остроумных идей.Но при их использовании наблюдается большая степень риска.
В целом, говоря об изменениях, основанных на новых и блестящих идеях, следует подчеркнуть, что при их реализации необходимо руководствоваться рядом принципов. К нимотносятся:
· все нововведения должны носить целенаправленный характер;
· все они должны начинаться с анализа возможностей, и, прежде всего, анализируются источники инновационных возможностей;
· установление восприимчивости рынком осуществляемых нововведений.
· нововведения должны быть простыми и направленными. Они должны быть направлены на решение только одной задачи. Простота и доступность - залог успеха.
Следуя этим принципам в своей практической деятельности, предприниматель может добиться хороших результатов в работе.
Предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.Круг интересов производственного предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные. Стремление получить, как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом этой технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж. Мероприятия по реализации товара составляют третью стадию технологии предпринимательства. Реализация возможна: с помощью посредников - агентов, брокеров и т.п. или своими собственными силами.