Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.Зная предварительную прогнозную оценку движения товаров и услуг, предприниматель вырабатывает дня себя конкретный план действий (бизнес-план).
• закупка товаров для последующей продажи;
• получение услуг от сторонних организаций и их оплата;
• наем помещений и складов для хранения, торговых точек для реализации;
• формы реализации товара;
• обоснование получения кредитов или других заемных средств;
• выплата налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.
Финансовое предпринимательство - разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме. Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Последняя связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим он устанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. В данном случае первичным обладателем «финансового товара» может быть сам предприниматель (им ранее были накоплены деньги, валюта, ценные бумаги). Наиболее распространенная форма финансового предпринимательства - покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Смысл ее состоит в том, что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму (Дф), а затем продает их другому покупателю за большую сумму (Дв) (разница между Дв и Дф дает доход).Считается, что финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжительности сроком до одного года расчетная чистая прибыль составляет не менее 5% от объема сделки (денежной выручки), а при долговременных сделках этот процент повышается до 10-15%.
Для создания предприятия необходимо определить его правовую форму. Некоторые важнейшие вопросы, на которые нужно предварительно ответить:
· имеется ли партнер:
· кто будет отвечать по обязательствам предприятия:
· кто на предприятии должен иметь решающее слово:
· как найти хороших кредиторов собственного (паевого) капитала;
· как должна распределяться прибыль?
Схема 3.1. Правовые формы предприятий
Акционерное общество — самая распространенная (профилирующая) форма компаний, в которых главную роль играет вложенный капитал. Его основное преимущество заключается в сравнительно простой возможности формирования собственного капитала путем продажи акций, которые никогда больше не возвращаются обратно, а, как правило, обращаются на бирже»). По своим обязательствам акционерное общество отвечает только имуществом общества, поэтому в случае банкротства акционер теряет свою долю. Прибыль делится между акционерами в соответствии с номинальной стоимостью принадлежащих им акций. Так же происходит процесс распределения ликвидационной прибыли в случае продажи общества.
Для создания Акционерного общества необходимо минимум пять акционеров. В акционерном обществе существует наблюдательный совет, он назначает и увольняет правление АО (выборный срок — 5 лет, повторное назначение возможно). Кроме того, принимает участие в решениях по итогам года. О своей деятельности наблюдательный совет обязан докладывать общему собранию акционеров. Он включает в зависимости от размеров общества от 3 до 21 человека: общее собрание акционеров — это собрание, которое проходит, как правило, один раз в год. Оно имеет право принятия ряда важнейших для предприятия вопросов (выборы членов наблюдательного совета, слияние (объединение) с другими обществами (фирмами), выкуп предприятия, увеличение уставного капитала, использование 50% годового сверх дохода и т.д.). Право голоса акционера соизмеряется с номинальной стоимостью принадлежащих ему акций. Оно может также осуществляться через представление кем-то его (акционера) полномочий. Для принятия решений общим собранием требуется большинство голосов, в особых случаях — три четверти большинства, принимавшего решения об основном капитале АО (поэтому часть голосующих, большая, чем 25%, называется «запрещающим меньшинством
АО детально регулируется Законом об операциях с ценными бумагами, а также Торговым кодексом в отношении его отчетности.
1960 |
1970 |
1980 |
1985 |
1990 | |
Домашние хозяйства |
27 |
28 |
19 |
18 |
17 |
Предприятия |
44 |
41 |
45 |
43 |
42 |
Государственные институты |
14 |
11 |
10 |
9 |
5 |
Иностранные собственники |
6 |
8 |
11 |
13 |
14 |
Кредитные учреждения |
6 |
7 |
9 |
8 |
10 |
Страховые компании |
3 |
4 |
6 |
9 |
12 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |