СОМТ поощряет такой труд работника который ценен для организации. В связи с этим СОМТ должна быть направлена на:
- поддержание требуемой производительности
- повышение производительности
- поддержание норм организации
- совершенствование норм организации
Структура Системы оптимальной мотивации труда
Опираясь на приведенные выше три типа деятельностного поведения (индивид субъект и личность) и на нормативную сущность любой деятельности мы получаем универсальную трехблочную структуру Системы оптимальной мотивации труда (см. Рис. 0)[11].
Первый блок СОМТ(0): индивидный аспект. Этот блок СОМТ обслуживает общую заинтересованность в работе привлекаемого работника в данной организации.
Второй блок СОМТ(0): субъектный аспект. Данный блок обслуживает исполнительскую дисциплину и производительную нормативную заинтересованность и активность работника.
Третий блок СОМТ(0): личностный аспект. Функция этого блока заключается в управлении мотивацией работника направленной на рационализацию своего труда (творческой инновационной и т.п.) активности работника.
Три введенных блока образуют своего рода «три кита» на которых должна строиться система мотивации персонала.
Универсальная трехблочная структура Системы оптимальной мотивации труда
Рис. 0
Общие ориентиры мотивации персонала
В основе мотивационной политики в соответствии с природой деятельности лежит необходимость поощрения соответствия сотрудников организации пяти основным группам нормативных требований (см. Рис. 0).
Общие стратегические основания системы мотивации труда
Рис. 0
Общие нормативные требования ко всем работникам организации (требования дисциплины и корпоративной культуры). Это нормативные рамки общие для всех членов организации включая руководство. Более того для руководства желательно подчеркнутое соответствие общекорпоративным нормам так как этим можно задавать желаемый образец менее сознательным членам организации. Напротив нарушение управленческими работниками общих для всех норм очень быстро приводит к разложению дисциплины и во всей организации («рыба гниет с головы»).
Нормативные требования управленческой (для менеджеров) и исполнительской (для исполнителей) деятельности. Известно что исполнительская дисциплина – залог организованности в деятельности любого предприятия а ее отсутствие – источник развала. Поэтому мотивационные условия в организации должны поддерживать исполнительскую дисциплину.
Опыт показывает что авторитарный стиль управления как правило довольно действенен при поддержании исполнительской дисциплины. Однако зачастую такая исполнительская организованность лишь «внешняя ширма» и при директивных «перегибах» может стать настолько формальной что приводит к деструктивности. (Примечательна в этом плане забастовка по-восточному: формальное бездумно-демонстративное следование всем предписаниям и инструкциям. В этом случае деятельность «стопориться» а «бастующие» остаются формально неуязвимыми. Создать же инструкции на все случаи жизни – дело весьма утопичное.)
Но антипод директивности - попустительский стиль еще более способствует снижению исполнительской дисциплины особенно у малосознательной части работников. Установить баланс между указанными крайностями и есть одна из важнейших задач руководителя[12]. Грамотная система мотивации может оказать ему в этом неоценимую услугу через условия поощряющие исполнительский порядок.
Профессионально-функциональные нормы. У каждого сотрудника на своем рабочем должен быть строго определенный круг типовых задач и каждый сотрудник должен соответствовать требованиям вытекающим из логики решения этих задач. Мотивационные условия внутри организации должны способствовать культивированию профессионально-функционального духа работников понимание ими встроенности своей части задач в общую задачу фирмы. Мотивационная система обслуживающая данный нормативный акцент должна исключать всякую профессиональную дискриминацию создавая равные моральные и материальные возможности для представителей разных функций.
Позиционные нормы (или нормы межфункциональных взаимодействий). Наличие в компании высоких профессионалов своего дела – необходимое но недостаточное условие эффективной деятельности компании в целом. Не менее важным является отлаженность механизма взаимодействия между сотрудниками разных отделов. В свою очередь отлаженность механизма возможна только при наличие нормативной определенности деловых взаимоотношений и готовности работников соответствовать данным нормам. Следовательно одно из направлений мотивационной направленности должно обслуживать конструктивные взаимоотношения между работниками подразделениями и т.п.
Примечательно что некоторые психологи и конфликтологи при анализе практической деятельности причины большинства конфликтов в организации видят исключительно в межличностной дисгармонии конфликтующих работников. Не оспаривая существование таких видов конфликтов хочется подчеркнуть наличие и конфликтов возникающих на деловой почве. В частности – из-за отсутствия или игнорирования работниками норм межфункционального взаимодействия. Это выражается в стремлении навязать «пограничную» работу например по передачи своего продукта на своего «соседа» и т.п. Деловой характер взаимных претензий работников довольно быстро переходит в плоскость межличностных антипатий что с успехом и фиксируют упомянутые конфликтологи. После этого начинается героическая борьба со следствиями .
Правила межличностных отношений. В отличие от предыдущего пункта здесь подчеркивается значимость поддержания мотивационной системой «теплых» межличностных отношений. Важность этого мотивационного слоя подтвердит всякий кто сталкивался с провалом дела из-за межличностных антипатий межиндивидуальных конфликтов на не принципиальной (бытовой) почве и пр. Вообще очень и очень немногим работникам удается не переносить личностные антипатии в деловую сферу отношений. Лучшее средство поддержания нормальных межличностных отношений:
а) включение в корпоративную культуру ценностных установок относящихся к сфере межиндивидуальных отношений внутри организации;
б) поддержание мотивационных условий порождающих заинтересованность работников в бесконфликтном взаимодействии.
Оплата труда
«Заработная плата – это мера труда (трудового вклада) выраженная в денежных единицах которая одновременно является мерой стоимости рабочей силы и мерой результативности труда»[13].
Оплата труда работника – это:
- оплата стоимости рабочей силы специалиста;
- предоставление денежных и иных средств работнику в соответствии с результатами его труда.
Таким образом заработная плата – денежный эквивалент трудового вклада в получение продукта и стоимости рабочей силы работника выплачиваемый работнику.