В рамках обозначенных этапов, HR-менеджменту можно рекомендовать проводить мероприятия по формированию и развитию организационной культуры в следующих направлениях:
1. Доведение до сотрудников целей деятельности организации, её миссии, поставленных задач.
2. Формирование среды неформального общения, в процессе которого сотрудники обменивались своими мнениями на процессы, протекающие как внутри организации, так и вне её.
3. Формирование системы консультативной помощи сотрудников. Консультации ведущих специалистов организации, проводимые в режиме он-лайн, позволят не только качественно и оперативно выполнить работу, но и создадут "ощущение заботы и внимания", повышая приверженность работника делам организации.
4. "Прививание любви" к организационной символике, атрибутике; формирование определенного вкуса в одежде.
5. Информирование о событиях, происходящих внутри организации. Данное мероприятие позволяет сформировать у сотрудников чувство всеобщей причастности к делам организации.
6. Информирование о истории основания и развития организации. Это позволит сотрудникам белее глубоко понять цели и задачи, стоящие перед организацией, определить место и роль её в обществе.
7. Информирование о структуре организации – организационной структуре, "первых лицах" организации, руководителях и специалистах различных направлений деятельности. Сотруднику, больше знающему об организации, проще выполнять свои функциональные обязанности, общаться с коллегами.
Эффективность действий всей системы, формирующей организационную культуру, первоочередно зависит не от выработанных поведенческих установок, декларируемых ценностях организации, а от правильности подбора инструментария, используемого для их внедрения. Миссия организации, упомянутая на "планерке", и выделено отображенная на лицевой стороне офисного здания или при въезде на территорию организации, будет оказывать различное воздействие на сотрудников.
Вследствие чего, при определении инструментария для формирования и развития организационной культуры, необходимо руководствоваться принципом эффективности. Так как эффективность - это соотношение получаемых выгод к понесенным издержкам, то можно выделить следующее определение эффективного инструмента формирования и развития организационной культуры:
"Средство доведения до персонала выработанных поведенческих установок, норм, ценностей и "видения организации", затраты на использование которого значительно ниже получаемого социально-экономического эффекта".
Социально-экономический эффект выражается в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), повышении удовлетворенности трудом, рост реального содержания выгод, получаемых работниками. Так же в форме экономического эффекта можно выделить снижение затрат в связи с браком, ремонтом оборудования и оргтехники в связи с более бережным к ней отношением.
Комплексу инструментария для формирования и развития организационной культуры в литературе, освещающей явление "организационная культура", не уделяется никакого внимания, хотя значимость его не вызывает сомнений. В марте 2005г. консультационно-трениговым центром "Тренингофф" был проведен опрос HR-менеджеров 241 российской компании[1]. Вопрос был поставлен следующим образом: "Основные трудности, возникшие перед Вами при формировании организационной культуры". Ответы распределились следующим образом:
Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов по опросу, проведенному КТЦ "Тренигофф".
В связи с этим предлагаемый комплексный инструмент формирования и развития организационной культуры – корпоративный сайт - имеет большое практическое значение.
Корпоративный сайт[2] – это интерактивный информационный ресурс, расположенный на локальной вычислительной сети фирмы (корпорации), доступ к которому открыт только для сотрудников фирмы и осуществляется посредством компьютеров, соединенных во внутрифирменную локальную вычислительную сеть[3].
Представленный корпоративный сайт создан в целях практического применения для ООО "Эстрейя", входящей в холдинговую группу "МастерДом", занимающийся оптово-розничной продажей строительных материалов (керамическая плитка, сухие строительные смеси, обои, сантехника и т. д.). При создании сайта использовалась компьютерная программа MS FrontPage 6.0 от компании "Майкрософт". Просмотр корпоративного сайта осуществляется при использовании программ Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera и пр.
В соответствии с предложенными в гл. 2 направлениями мероприятий по формированию и развитию организационной культуры корпоративный сайт имеет следующие элементы (страницы):
1. Главная страница.
Это основная страница сайта, первоначально открываемая при входе. В соответствии с предназначением на главной странице расположены следующие элементы.
Ø Фирменная символика.
Ø "Новостная лента" – аннотации корпоративных новостей, позволяющих информировать сотрудников о всех значимых событиях, происходящих внутри фирмы. Каждая аннотация имеет ссылку на страницу корпоративного сайта, на которой более подробно описано произошедшее событие (по возможности с комментариями руководства и специалистов, в целях информирования о позиции топ-менеджмента по данному вопросу).
Ø "Общая информация" – курсы валют (евро, доллар США), прогноз погоды.
Ø "Панель ссылок" – на страницы дочернего уровня.
Рис. 1. Главная страница корпоративного сайта ООО "Эстрейя".
2. "Консультации".
Данная страница выполняет консультативные функции для сотрудников фирмы разных сфер деятельности и профессий. Наряду с со своим прямым предназначением – помогать сотрудникам в выполнении ими своих функциональных обязанностей, консультации специалистов выполняют интегрирующую, пробуждая "чувство заботы" и повышая доверие к фирме.
На странице расположены следующие элементы:
Ø Фирменная символика.
Ø Ссылки на нормативно-справочные материалы.
Ø Ссылки на справочно-методические материалы.
Ø Диалоговое окно для связи со специалистом.
3. "Корпоративный форум".
Форум – это страница, на которой публикуются мнения посетителей на определенные темы. Обсуждая интересующие темы, сотрудники узнают о точках зрения своих коллег по фирме, получают дополнительную информацию. В последствии у сотрудников возникает некая общность мировоззрения, что позволит в дальнейшем избежать многих межличностных конфликтов и проще общаться между собой.