ВВЕДЕНИЕ
Становясь членом организации, каждый из нас постепенно усваивает ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые могут в дальнейшем стать ценностными и жизненными ориентирами личности. Несомненно, культура организации, в рамках которой продолжается социализация и формирование личности, несет огромную ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.
Западные предприниматели уже поняли, что организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры.
Комплексу инструментария для формирования и развития организационной культуры в литературе, освещающей явление "организационная культура", не уделяется никакого внимания, хотя значимость его не вызывает сомнений. По данным опроса HR–менеджеров 241 российской компании, проведенному консультационно-трениговым центром "Тренингофф", основной трудностью, возникающей при формировании организационной культуры является отсутствие информации о комплексе средств и методик.
Прогрессивные руководители рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение. Однако в нынешней ситуации у современного отечественного предпринимателя зачастую отсутствуют знания и навыки по осознанному и целенаправленному изменению корпоративной культуры. Безусловно, руководители и менеджеры по персоналу владеют отдельными инструментами, но этого недостаточно для серьезной работы в данном направлении.
Данный негативный аспект преодолевается при использовании системного подхода в формировании и развитии организационной культуры. Системность предлагаемого подхода состоит не в прямом объединении всевозможных механизмов и инструментов, положительное воздействие которых на эффективность организационной культуры уже давно опробовано на практике. Системность в данном случае заключается в использовании одного комплексного инструмента – корпоративного сайта, агрегирующего в себе целый комплекс инструментария, используемых при воздействии на организационную культуру.
Уровень и динамика современного развития компьютерных коммуникационных сетей, компьютерной техники и компьютерного программного обеспечения позволяет сделать предположение о значительном развитии корпоративных локальных сетей в ближайшие годы. Практика такова, что компьютер становится необходимым элементом практически каждого рабочего места, особенно на предприятиях сферы нематериального производства.
Удобство, практичность, дешевизна и высокая скорость передачи информации в электронном виде становятся основными критериями, служащими основой для постепенного отказа от традиционной, бумажно-документальной системы внутрифирменной коммуникации.
В данных условиях корпоративный сайт становится основным средством внутрифирменной официальной коммуникации и неофициального общения сотрудников. Основной же задачей корпоративной кадровой политики становится целенаправленное использование данного инструмента для формирования и развития организационной культуры, отвечающей параметру "эффективная для данной организации".
Основной целью, преследуемой в ходе выполнения мною данной работы, является преодоления проблемы разрозненности представлений о направлениях и инструментах формирования и развития организационной культуры.
Для этого, как было оговорено ранее, предлагается использование системного подхода, заключающегося в агрегировании основных инструментов в одном – корпоративном сайте. С точки зрения практического применения преследуемой целью является создание корпоративного сайта, способного оказывать воздействие на формирование и развитие эффективной организационной культуры торгового предприятия ООО "Эстрейя", входящая в холдинг "МастерДом", занимающийся розничной торговлей строительными материалами.
Основными задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:
1) выявление признаковой классификации в общетеоретических трактовках термина "организационная культура";
2) выработка направлений мероприятий по формированию и развитию организационной культуры;
3) формирование комплекса инструментов, отвечающих условиям значимости, эффективности и возможности практической реализации;
4) задача практической реализации системного подхода в инструментах формирования и развития организационной культуры торгового предприятия при использовании корпоративного сайта;
5) выявление роли и значимости корпоративного сайта как комплексного инструмента воздействии на организационную культуру.
Рассмотрев в работе данный комплекс задач и найдя им решение, мы получим целостную картину системности в определении механизмов и инструментария формирования и развития организационной культуры, выявим роль корпоративного сайта как комплексного инструмента воздействия на организационную культуру, а так же его роль и значимость в кадровой политике предприятия.
Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта и т. д.
Если в признании наличия феномена организационной культуры академические и деловые круги практически единодушны, то в содержательной трактовке ее определений такого единодушия нет.
Все наиболее известные определения явления культуры организации/корпорации зарубежных и отечественных авторов в целях удобства исследования сгруппируем в таблицу.