ü необходимость повышения престижа учебных заведений;
ü возрастание конкурса для поступления в них;
ü возможность получить определённые льготы (финансовое и материальное обеспечение);
ü значительное возрастание потенциала некоторых учебных заведений, выходящего за рамки существующих типов ПТУ и техникумов;
ü отсутствие в регионе соответствующего учебного заведения (техникума, ПТУ).
Рис. 1. 2. Модели профессионального обучения.
Положительные результаты такого подхода к профобразованию следующие:
· обеспечение преемственности в содержании образования;
· ступенчатая аттестация;
· дифференциация общеобразовательной и профессиональной подготовки в соответствии со способностями и желаниями учащихся;
· новые формы квалификационных испытаний;
· новая организационная структура учебных заведений;
· взаимодействие преподавателей вузов, техникумов, ПТУ.
Но имеются отрицательные моменты:
появилось большое количество «минивузов», «минитехникумов», где обучаются одна – три группы при отсутствии нормальных педагогических условий. Отсутствует лабораторная база – эти типы учебных заведений готовят по тем же специальностям и профессиям, что и другие ПТУ, техникумы или ВУЗы.
По сути дела в системе профессионального образования республики в настоящее время идёт широкомасштабный эксперимент по созданию системы непрерывного профессионального образования, в который в различной степени вовлечены более 1/3 учебных заведений. Примерно столько же учебных заведений включается в работу или желает включиться. Этот эксперимент развивается на всех уровнях профессионального образования.
Следует отметить, что в целом идёт положительный процесс , который следует поддержать и, в пределах существующих условий, создать дополнительные возможности для его развития. Из-за своей значимости в новых социально-экономических условиях непрерывное профессиональное образование из педагогической идеи должно превратиться в ведущий принцип развития. В Республике Беларусь должна сложиться национальная система непрерывного профессионального образования.
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения.
Формирование рынка труда при переходе к рыночной экономике тесно связано с преобразованием структуры общественного производства и занятости населения. Эти процессы ускорились и обострились в связи с начавшейся перестройкой экономики. Они сопровождаются усилением требований работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу граждан.
Одним из основных направлений активной политики занятости является повышение качества рабочей силы путём развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (профессионального обучения) безработных граждан и незанятого населения, способствующих их участию в общественном производстве. Профессиональное обучение призвано обеспечивать повышение трудового потенциала населения, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей.
Особенность белорусского рынка труда в том, что наряду с увольнением работников, не имеющих достаточной профессиональной подготовки, высвобождаются также квалифицированные рабочие и специалисты. Одновременно повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к современным требованиям.
В период подъёма экономики, характеризующейся созданием новых производств и реконструкцией действующих предприятий, повысится спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Это потребует значительного увеличения объёмов подготовки и переподготовки специалистов, особенно по информационным технологиям, биотехнологиям, созданию новых материалов, энергосбережению, экологии, предпринимательству, и квалифицированных рабочих для освоения новых технологий, обеспечивающей производство конкурентно способной продукции, товаров и услуг.
Как показывает практика, из всей численности безработных граждан и незанятого населения переподготовка необходима каждому второму – третьему.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения становится важнейшим направлением активной политики занятости.
Это требует гибкой системы профессионального обучения, ориентированной на трудоустройство безработных граждан и незанятого населения.
Политика в области профессионального обучения предусматривает:
ü удовлетворение потребностей граждан в профессиональном обучении путём предоставления им широкого спектра услуг в выборе профессии, специальности и возможности участия в эффективных программах обучения;
ü формирование социального заказа на профессиональное обучение граждан и незанятого населения;
ü приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
ü содействие трудовой активности населения, развитие предпринимательства и других форм самозанятости населения;
ü оказание услуг работодателям и гражданам в области опережающего профессионального обучения.
Система профессионального обучения является одним из звеньев непрерывного образования, не подменяющим, а дополняющим существующие системы профессионального обучения.
Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения призвана осуществлять подготовку преимущественно взрослого населения, опираясь на имеющиеся профессиональные знания и умения, производственный и жизненный опыт.
В зависимости от ситуации на рынке труда формируется различный качественный состав безработных по уровню образования и профессионально-квалификационным характеристикам. Для безработных граждан, которым невозможно предложить подходящую работу, и лиц, не способных трудиться по прежней профессии, должны быть организованы переподготовка или обучение вторым профессиям. В этом случае переобучение рабочих либо повышение их квалификации, а также обучение вторым профессиям целесообразно проводить на предприятиях, в ПТУ, на различного рода межотраслевых, отраслевых курсах и в центрах. Профессиональное обучение может проводиться по дневной, очно-заочной, групповой или индивидуальной формам, быть ускоренной с учётом опыта работы, уровня профессиональной подготовки обучения, совмещаться с участием граждан в оплачиваемых общественных работах. Обучение должно носить интенсивный, краткосрочный характер и увеличивать вероятность трудоустройства граждан по полученным профессиям, специальностям, роду трудовой деятельности.