система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;
3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.
Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:
– по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
– по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
– коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
– коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
– коммуникации между руководителями;
– неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
– невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.
Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.
Пример:
вероятность 0,6 вероятность 0,4
Р1 Р2
А1 5 3
А2 4 1
А3 2 1
Балл обозначает эффективность.
Показатель:
Е1=5*0,6+3*0,4=4,2
Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.
Е3=2*0,6+1*0,4=1,6
Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр:
1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;
2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;
3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.
α*max max aij+(1-α)*max min aij
где α – коэффициент значимости;
4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.
Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.
Пример:
х1
3х
1х 4х 6х
2х 5х 7х
х2
1) Фиксируем множество Парето.
2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.
Для принятия решений часто используются:
1) теория массового обслуживания;
2) методы линейного программирования;
3) методы нелинейного программирования;
4) метод динамического программирования;
5) анализ безубыточности;
6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);
7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);
8) измерение мнения торговых агентов.
Выгоды от использования информации могут быть:
В В В
PЭ PЭ PЭ PЭ – расход энергии.
Э
∆Р РР(PЭ)
Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой.
Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.
Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.
Стратегия планирования делится на:
1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).
2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %).
3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).
Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.
При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.).
Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.
Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.
Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.