1) оценка наличных ресурсов;
2) оценка будущих потребностей;
3) разработка программы удовлетворения потребностей (напр. на некоторых предприятиях США проводятся регистрация трудовых навыков работников, регистрация количества работников, обладающих такими навыками).
Анализ трудовых навыков можно проводить:
1) с помощью наблюдения за работой;
2) с помощью собеседования с работниками;
3) путём заполнения вопросника;
4) с помощью тестов.
В результате формируется на каждого работника классификационная характеристика. В ней указывается образование, возраст, опыт работы, навыки, знания, перспектива роста. На основании классификационной характеристики, знаний, навыков работника обозначаются его права, обязанности, составляются должностные инструменты или подписывается контракт.
Методы сбора информации о работнике:
— собеседование;
— документы работника;
— результаты испытаний работника;
— тестирование работника;
— через центры оценки.
Центры оценки – это такие центры, в которых оцениваются способности кандидатов с помощью деловых игр, тестов, вопросников, экспериментов. По результатам оценки назначается зарплата (подписывается контракт), определяются дополнительные льготы, возможность взятия дополнительных ссуд, льготы на обучение, юридические услуги, возможность физического оздоровления, творческие отпуска и т.д., часто назначаются льготы по принципу «самообслуживания в кафетерии», т.е. работнику самому в определённых пределах разрешается выбирать для себя набор льгот.
Оценка результатов деятельности осуществляется в трёх целях:
1) административной (для повышения или понижения по службе, перевода увольнения);
2) информационной (для информирования руководства и самого работника с целью его совершенствования);
3) мотивационной (т.к. оценка – это средство мотивации к труду).
Качество трудовой жизни влияет на производительность труда, межличностные отношения, конкурентоспособность организации. Качество трудовой жизни можно выразить следующими формулами:
1. Работа должна быть интересной.
2. Работа должна оплачиваться справедливо (любой работник субъективно ощущает справедливость вознаграждения).
3. Условия труда должны быть нормальными для работы.
4. Надзор за работой должен быть минимальным.
5. Исполнители по возможности сами должны принимать решения.
6. Должны быть обеспечены гарантии долгосрочной работы и качества взаимоотношений в коллективе.
7. Должна быть обеспечена социальная защищённость, администрация должна по возможности предоставлять работникам какие-то льготы.
Совершенствовать организацию труда можно:
— за счёт расширения объёма работ (много трудовых операций с редкой их повторяемостью);
— за счёт обогащения содержания работ;
— через самостоятельность в планировании работ;
— через самостоятельность в определении ритма работ;
— через принятие решений.
Операционная функция – это планомерные мероприятия организации по переработке поступающих ресурсов с целью производства товаров (услуг).
Операционная система – это система производства продукции, определённой номенклатуры, определённых объёмов. Операционная система обычно состоит из:
– перерабатывающей подсистемы (переработка сырья, материалов, изделий);
– подсистема обеспечения (снабжение);
– подсистема планирования и контроля;
– подсистема координации и взаимодействия.
Эффективность производства – это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.
Проект – это документации на организацию будущего предприятия. В проекте:
1) тип будущего производства;
2) планирование производственной;
3) месторасположение;
4) структура будущего предприятия:
— план всего производства;
— требуемые ресурсы;
— требуемые площади и мощность;
— компоновка производственных мощностей;
— размещение мощностей, оборудование, оргтехники;
— трассировка коммуникаций внутри производства;
— коммуникации с внешним миром.
Тип производства определяется в основном объёмом и номенклатурой выпускаемой продукции, способностью к перестраиваемости, непрерывности технологических процессов.
Типы производств:
1. Опытное производство (выпуск продукции единичном количестве или опытной партией, широкая номенклатура в рамках какого-либо узкого направления, существует, как правило, вместе с НИИ).
2. Мелкосерийное производство (выпуск продукции мелкими сериями (до 1000 ед.), при этом количество серий может быть неограниченно и определяется широкой номенклатурой).
3. Серийное производство (выпуск продукции различными сериями, при этом количество серий может быть небольшим, узкая номенклатура продукции. Например, серия автомобилей среднего класса, недорогой одежды и т.д.) Перестраиваемость такого производства происходит сложнее, чем в мелкосерийном производстве.
4. Массовое производство (узкая номенклатура, большие объёмы выпуска. Например, массовое производство дешёвых автомобилей, компьютеров, телевизоров и т.д.) Такое производство сложно перестраивать на выпуск другое продукции.
5. Непрерывное производство (производство непрерывное во времени. Например, угольная шахта, нефтепереработка и т.д.).
Новые потребности на рынке определяют производимый товар и как следствие операционную системы производства. Потребности на рынке должны определять тип производства и соответствующую операционную систему.
Предприятие работает с «выраженной компетентностью» – это предприятие, умеющее быстро перестраивать свою операционную систему под новые потребности на рынке. Для этого необходимо достоверно спрогнозировать потенциальные потребности (провести маркетинговые исследования), и в соответствии с этим спланировать перестройку всех технологических производств под новые объёмы выпуска и новую номенклатуру.
Очень важно знать «конкурентное преимущество» предприятия – это преимущество, позволяющее привлекать и сохранять на рынке потенциальных потребителей. Данное преимущество обеспечивается за счёт:
ü новых технологий изготовления;
ü новизны товара;
ü качества и репутации товара;
ü критического фактора успеха – конструкторской особенности товара (напр. малолитражные двигатели, изделия с меньшими габаритами и т.д.);
ü ценности товара;
ü быстрой перестраиваемости производства на новую модификационную модель товара по истечении жизненного цикла старой модели.