· разработка планов и прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности;
· выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия;
· разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций;
· страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь;
· выявление рейтинга предприятия и конкурентов;
· непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования;
· анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов.
Очевидно, что такое управление трудоемко и, конечно же, должно разбиваться на определенные направления: производственное, сбытовое, финансовое и т.д. В каждом из них определяются мероприятия и принимаются к исполнению управленческие решения для их реализации.
Задачи определения финансовых результатов от текущей деятельности заключаются в анализе и контроле величины прибылей (убытков) от реализации продукции. На основании получаемых данных принимаются решения относительно снабжения, производства и сбыта продукции. Текущие финансовые результаты определяют, как правило, ежемесячно или за более короткие промежутки времени с целью принятия оперативных решений. Различают следующие методы определения текущих финансовых результатов: по данным о совокупных издержках производства, по данным о полной себестоимости реализованной продукции, по данным о величине переменных затрат (расчет маржинального дохода).
Первые два способа являются традиционными инструментами ретроспективного анализа. Сегодня же наиболее актуален перспективный анализ. Третий метод как раз и является инструментом перспективного анализа. В рамках этого метода величину выручки от реализации продукции сопоставляют только с переменными издержками по данной продукции. Разность этих величин по каждому виду продукции выражает долю этого вида продукции в покрытии постоянных издержек производства. Из суммы долей покрытия постоянных издержек по каждому виду продукции вычитают общую величину постоянных издержек. Таким образом, величина доли покрытия постоянных издержек по каждому продукту показывает степень его участия в возмещении этих издержек, а также в достижении прибыли.[10]
Для того, чтобы получить более полную информацию о структуре доходов предприятия, совокупные постоянные издержки делят на группы по степени их отношения к производимым изделиям. Различают следующие основные группы постоянных издержек: относящиеся к определенному виду продукции, относящиеся к товарной группе, относящиеся к определенному производственному участку, общехозяйственные постоянные издержки.
На основе этого разделения можно предложить поэтапное определение финансового результата.
I Доля покрытия постоянных издержек = выручка от реализации данного вида продукции- переменные издержки
II Доля покрытия постоянных издержек = доля покрытия постоянных издержек I – постоянные издержки относящиеся к данному виду продукции
III Доля покрытия постоянных издержек = сумма долей покрытия постоянных издержек II – постоянные издержки, относящиеся к данному участку или подразделению
IV Доля покрытия постоянных издержек = сумма долей покрытия постоянных издержек III - постоянные издержки данного вида деятельности.
Результат деятельности предприятия = сумма долей покрытия постоянных издержек IV на предприятии - общехозяйственные постоянные издержки.
Алгоритм расчета финансовых результатов следующий.
1. Выручка от реализации за анализируемый период:
Si = PiQi (1)
где Pi цена реализации i-того вида продукции,
Qi-объем производства i-того вида продукции.
2. Доля покрытия I – маржинальный доход по i-тому виду продукции:
GMi = Si - VCi (2)
3. Доля покрытия II – промежуточный маржинальный доход по видам продукции
GMiII = GMi - FCi (3)
где FCi – постоянные затраты, относящиеся к данному виду продукции.
3. Сумма долей покрытия по отдельным товарным группам:
GMII = ∑GMiI (4)
где n - количество видов продукции в товарной группе.
5. Доля покрытия III – промежуточный маржинальный доход по местам возникновения затрат (участков или подразделений):
GMmIII = GMII - FCj (5)
где FCj – постоянные затраты участков или подразделений.
6. Сумма долей покрытия по участкам или подразделениям
где m – количество участков или подразделений.
7. Доля покрытия IY – промежуточный маржинальный доход по видам деятельности:
GMrIY = GMIII - FCr (7)
где FCr – постоянные затраты, относящиеся к данному виду деятельности.
8. Сумма долей покрытия по видам деятельности:
где f – количество видов деятельности.
Прибыль от продаж:
I = GMIY – FC (9)
где FC – общехозяйственные постоянные затраты.
При помощи поэтапного определения доли покрытия постоянных издержек можно наглядно оценить рентабельность отдельных видов продукции, товарных групп, участков, то есть, проследить географию формирования финансовых результатов Он базируется на взаимосвязи выручки, издержек и объема производства, а значит, управляя этими параметрами, можно прогнозировать финансовые результаты.
На величину порога рентабельности влияют три основных фактора:
цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоянных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска. Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск. Теперь систематизируем нашу информацию.
Таблица 2.1
Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема производства (сбыта) в анализируемом диапазоне
Объем производства (сбыта) | Переменные издержки | Постоянные издержки | ||
Суммарные | На единицу продукции | Суммарные | На единицу продукции | |
Растет |
Увеличиваются |
Неизменны |
Неизменны |
Уменьшаются |
Падает |
Уменьшаются |
Неизменны |
Неизменны |
Увеличиваются |