Потребность в кадрах, выявленная в результате планирования, определяет задачи управления персоналом — либо удовлетворение спроса (при недостатке), либо высвобождение (при избытке). Удовлетворение спроса проходит фазы подбора кадров, выбора и занятий должностей.
При подборе кадров осуществляется вербовка на вакантные должности, которая равнозначна условной продаже рабочих мест (исходя из идеи маркетинга персонала); отбираются претенденты из числа подобранных кандидатов посредством сокращения выбора.
Рис. 1.2. Взаимосвязь факторов планирования кадрового потенциала
Планирование кадров должно быть одним из разделов общего плана организации на год или на пять и более лет. Каждая организация должна заглядывать в будущее, как бы примеривать свое состояние к будущему, которое изменится и поставит перед организацией вопрос, насколько она соответствует этим новым реалиям. Одним из наиболее быстро меняющихся и наиболее важных факторов для будущего организации являются ее человеческие ресурсы. В будущем могут произойти как количественные, так и качественные их изменения. Может появиться потребность в персонале принципиально новой для организации квалификации (например, компьютерщиков, в случае масштабного внедрения инф. технологий), а потребность в других массовых профессиях может исчезнуть.
Поэтому в кадровом планировании стоит применять методы и подходы стратегического менеджмента, такие, как ССВУ (SWOT)-анализ, PEST-анализ, анализ поля, методы К. Левина для снижения сопротивления организации, а также многочисленные методы сбора информации, и принятия управленческих решений.
Рис. 1.3. Связь стратегии компании, кадровой политики и процедур планирования персонала.
Планирование потребности в персонале.
При определении потребности в персонале необходимо исходить из принципа, согласно которому численность и качество персонала должны быть рассчитаны так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение задач предприятия. Его нехватка ставит под угрозу выполнение задач организации, а избыток вызывает излишние расходы, ухудшает позиции организации в конкурентной среде и тем самым ставит под угрозу ее существование.
В случае как избытка, так и нехватки персонала организация (прежде всего ее служба персонала) должна предпринимать энергичные действия в соответствии со своими стратегическими и тактическими задачами.
Последовательность действий для обеспечения потребности в персонале показана на след. рис. Эта работа начинается с расчета потребности. При этом во внимание принимаются все задачи организации как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Рис. 1.4. Меры по обеспечению фирмы персоналом
Можно назвать существенные факторы, определяющие потребность в персонале:
1) задачи предприятия и программа их выполнения;
2) количество произведенной или реализованной продукции в расчете на единицу времени (например, за год) в рамках определенных технических мощностей предприятия;
3) масштабы применения современных технологий, т. е. учет возможности частичной замены рабочей силы техническими средствами (например, использование роботов и компьютеров);
4) структура и качество организации, т. е. способы создания рабочих мест, определение граничных показателей производительности и т. д.;
5) индивидуальные показатели производительности, характеризующие возможности замещения большого количества рабочей силы более высоким качеством рабочей силы;
6) объем и структура рабочего времени.
Задача выявления потребности в персонале заключается в том, чтобы установить численность, квалификацию, время и место использования работников, необходимых для выполнения фирмой своих задач сегодня и в будущем.
В ходе определения потребности в персонале должна быть представлена информация о количестве и качестве необходимой рабочей силы, уточненная данными о месте и времени восполнения потребности в персонале. Следует учитывать текущую (и возможную в ближайшее время) потребность в персонале, с одной стороны, и долгосрочную — с другой. Необходимо также различать валовую потребность в персонале, т. е. совокупную численность работников, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, и чистую потребность в персонале, т. е. показатель, характеризующий несоответствие наличия персонала валовой потребности в нем. Чистая потребность в персонале может быть, соответственно, положительной либо отрицательной.
Как уже отмечалось, потребность в персонале зависит от множества факторов. Так, текущая (сегодняшняя) потребность, например, зависит от качественной и количественной программы производства, от применяемых технологий и от рабочего времени, а будущая потребность — например, от запланированных процессов по увеличению или сокращению организации, возрастной структуры персонала предприятия, запланированной рационализации и учета возможных пожеланий работников.
Качественная потребность в персонале определяется специализацией сотрудников, работающих в организации. Определение качественной потребности в персонале применительно к каждому рабочему месту включает:
- выявление и дифференциацию тех знаний, способностей и стилей поведения сотрудников, которые необходимы для выполнения программы предприятия по производству и реализации товаров и услуг (анализ требований);
- определение тех способностей, которыми должны обладать сотрудники для успешного выполнения этих задач (анализ способностей).
К результатам анализа применяются такие меры качественного характера, как развитие персонала, смена сотрудниками занимаемых должностей, сокращение персонала.
Количественная потребность в персонале определяется через две величины: валовую потребность в персонале и наиболее вероятное прогнозируемое наличие персонала.
Под валовой потребностью в персонале понимается численность персонала, которая необходима предприятию для выполнения производственных задач в данный момент или в ближайшем будущем.
Наиболее вероятное прогнозируемое наличие персонала складывается из наличия персонала в данный момент и из прогнозируемого уменьшения и уже четко известного будущего притока персонала.
В результате сравнения валовой потребности в персонале и прогнозируемого наличия персонала определяется чистая потребность в персонале.
ПЧ = ПВ-Е;
Е = Нф-Они-Ои-П,
где ПЧ — чистая потребность в персонале (нехватка либо избыток персонала);
ПВ — валовая потребность в персонале на дату планирования (требуемое наличие персонала);
Е — наиболее вероятное прогнозируемое наличие персонала (прогнозируемое фактическое наличие персонала);
Нф — наличие персонала на данный момент (фактическое наличие персонала);