ü Представить Губернатору и Правительству округа предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности, осуществляемой за счет бюджетных и внебюджетных фондов;
ü Определять в пределах средств, выделяемых на научные исследования, перечень важнейших работ в области экономики;
ü Выступать заказчиком и принимать результаты научно-исследовательских работ (НИР), представлять интересы собственника (округа) результатов НИР в части, определяемой действующим законодательством;
ü Привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в компетенцию Комитета, научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, а так же отдельных ученых и специалистов;
ü Получать на безвозмездной основе данные и материалы, необходимые для разработки проектов экономических прогнозов, балансов и подготовки предложений по вопросам социально-экономического развития округа и муниципальных образований от Комитета государственной статистики Ханты-Мансийского автономного округа, окружных ведомств, комитетов, отделов, управлений органов местного самоуправления муниципальных образований, а так же от хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной подчинённости и форм собственности;
ü Поручать заинтересованным органам исполнит6ельной власти округа, комитетам, отделам и управлениям, органам местного самоуправления муниципальных образований округа разработку отдельных проблем, связанных с развитием и повышением эффективности народного хозяйства округа, решением задач комплексного развития взаимосвязанных отраслей на территории округа;
ü Организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ, имеющих важное народно-хозяйственное значение и готовить предложения Губернатору и Правительству автономного округа о целесообразности реализации этих проектов и программ;
ü Созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, с привлечением специалистов органов исполнительной власти округа, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов;
ü Осуществлять методическое руководство органам исполнительной власти округа и муниципальных образований по вопросам проведения экономической реформы, разработке прогнозов социально-экономического развития;
ü Осуществлять контроль на всей территории округа за деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной подчинённости и форм собственности по соблюдению ими действующего законодательства, выполнению постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Губернатора округа по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.
Глобальные экономические процессы с конца 1997 г. по настоящее время, существенно отразились на экономике округа. К сожалению, снова отмечается спад производства в базовых отраслях (прежде всего в нефтедобыче). В 1998 году добыто 166,6 млн. тонн нефти (в том числе предприятиями округа 160,3 млн. тонн), что составляет 99,3% от уровня добычи 1997 года. Кризис на мировом рынке энергоносителей, разразившийся в начале 1998 г. (цена нефти снизилась практически в 2 раза) повлек снижение цен на внутрироссийском рынке (в среднем на 20-22%). Финансовый кризис в августе 1998 г. усугубил сложность работы нефтяных компаний, отягощенных кредитными обязательствами перед зарубежными банками.
В этих условиях нефтяные компании в спешном, и порой непродуманном порядке приняли ряд радикальных мер по сокращению затрат в своем добычном секторе: искусственное снижение и замораживание внутрикорпоративных цен на нефть, сокращение, иногда даже прекращение, инвестиций в основное производство (бурение, капстроительство, ремонт скважин), снижение и задержка зарплаты, рост неплатежей в бюджеты всех уровней, рост кредиторской задолженности. Некоторые компании в 1998 г. пошли на радикальную реорганизацию производственной структуры. Так, например, НК "Юкос" выделил из состава дочернего предприятия "Юганскнефтегаз" свыше 50 мелких организаций на самостоятельном балансе.
Именно по этой причине в 1998 г. органам окружной и местной власти пришлось достаточно резко поменять налоговую политику, ужесточив требования к финансовой дисциплине. В ряде случаев пришлось пойти на радикальные меры вплоть до инициации процедуры банкротства, ареста продукции и т.д. В целом же анализ исполнения крупными предприятиями ТЭК текущих налоговых платежей в окружной бюджет за 1996-1998 гг. показывает, что проведенная реструктуризация задолженности в окружной бюджет позволила предприятиям улучшить в 1997-1998 годах исполнение текущих налоговых платежей до 90,2% по сравнению с 1996 годом (78,5%), кроме того - повысить уровень возврата отсроченных платежей, что видно из приложения 9.
Сумма общей задолженности во все уровни бюджета предприятий ТЭК за 1998 год сократилась почти в 2 раза (с 30,2 млрд. руб. до 15,7 млрд. руб.). Однако произошло это, прежде всего за счет формальной процедуры пересчета пеней (почти в 5 раз). Реальные суммы задолженностей (основная недоимка, штрафы, возврат инвестиционных кредитов) практически не изменились, а по ряду крупных предприятий возросли. Если в 1997 г. в небольшом, до сих пор устойчивом списке исправных крупных налогоплательщиков находилось 3 предприятия (ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тюменьэнерго» и ОАО «Черногорнефть»), то в 1998 г., к сожалению, ОАО «Черногорнефть» резко ухудшило свое положение, присоединившись к группе предприятий холдинга «Сиданко», проходящих процедуру банкротства. Динамика развития промышленности ХМАО за 1990-1998 года представлена в приложении 12.
За 1998 год образовалась задолженность в окружной бюджет по предприятиям ТЭК на сумму 718,2 млн. руб., в том числе по недоимке на 278,7 млн. руб. и по предприятиям, имеющим задолженность по налогам свыше 1 млн. руб. (18 предприятий), на сумму 95,5 млн. руб., в том числе по недоимке на 47,5 млн. руб.
Общая сумма прямой задолженности по состоянию на 1 января 1999 года составляет 813,7 млн. руб., в том числе по недоимке на 326,2 млн. руб.
Второй в округе после ТЭК производственный комплекс – лесопромышленное производство – может служить примером очевидной экономической истины: основой подъема производства является грамотное сочетание структурной реорганизации субъектов хозяйствования с инвестиционной политикой, направленной на создание новых технологий и обновления номенклатуры продукции, способной конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта. В 1997-1998 гг. совместными усилиями Администрации округа и ряда муниципальных образований был осуществлен ряд мер по выводу лесопромышленного комплекса из кризиса:
- разработка концепции развития лесопромышленного комплекса;
- льготное налогообложение;
- использование зачетных механизмов для обеспечения модернизации производства;
- институциональные преобразования с целью формирования эффективного собственника;