Для повышения рентабельности собственных средств ООО «Ферри-Люкс» предприятие может использовать эффект финансового рычага.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию заемных средств, не смотря на их платность. Эффект финансовог рычага определяется по формуле:
где ЭР – экономическая рентабельность;
СРСП = 20%;
ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства.
ЭФР = 2/3(0,566-0,2)*0,46 = 0,11
Формула определения финансового рычага выводится из определения экономической рентабельности (или рентабельности актива):
ЭР= НРЭИ/Активы, (4),
где НРЭИ – прибыль до выплаты налогов и процентов;
ЭР = (413 тыс. руб./730 тыс. руб.)*100% = 56,6%
Подставляя данные из отчетности ООО «Ферри-Люкс», получим:
Активы |
730 тыс. руб. |
СС |
327 тыс. руб. |
ЗС |
150 тыс. руб. |
ЗС/СС (плечо рычага) |
0,46 |
НРЭИ |
413 тыс. руб. |
ЭР |
56,6% |
ЭФР |
0,11 |
Из приведенных выше расчетов видно, что в 2000 году на ООО «Ферри-Люкс» ЭФР положительный. Такой эффект дает приращение, а не вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы ЭФР стал более высоким, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие использует ЭФР для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, потому что такая необходимость существует.
Для увеличения рентабельности собственных средств нужно увеличивать как чистую прибыль, так и сумму собственных средств или привлекать заемные средства на выгодных условиях, чтобы их привлечение способствовало увеличению рентабельности собственных средств, а не ее уменьшению.
Одним из главных условий нормальной деятельности предприятия является обеспеченность денежными средствами, оценить которую позволяет анализ денежных потоков. Необходимо, чтобы суммы поступлений средств было достаточно как минимум для покрытия всех расходов, связанных с реализацией продукции.
Приведем в табличной форме перечень краткосрочных и долгосрочных мер, принятие которых позволит увеличить поток денежных средств на ООО «Ферри-Люкс»:
Меры по увеличению потока денежных средств Таблица 19.
Краткосрочные меры | Увеличение притока денежных средств | Уменьшение оттока денежных средств |
1)Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов (т.к. ООО «Ферри-Люкс» имеет личный автомобиль, то его можно использовать для оказания автоуслуг (грузоперевозок, что принесет дополнительную прибыль); 2)Рационализация ассортимента продукции (т.е. продажа мебели по ценам, доступным любому покупателю); 3)Диверсификация деятельности, т.е. необходимо разбить товары по сегментам (1 сегмент – элитная мебель, предназначенная для богатых покупателей; 2 сегмент – более дешевая мебель, которая была бы доступна любому потребителю); 4)Реструктуризация дебиторской задолженности. Рекомендация - ООО «Ферри-Люкс» может ввести проценты (пени) за просроченные долги; 5)Введение и использование кредитной системы продаж; 6) Разработка системы скидок для потребителей. |
1) Сокращение затрат; 2) Использование скидок поставщиков, т.е. постоянные отлаженные каналы; 3) Налоговое планирования, т.е. стремление к снижению налога. | |
Долгосрочные меры | Увеличение притока денежных средств | Уменьшение оттока денежных средств |
1) Реструктуризация предприятия; 2) Поиск стратегических партнеров . |
1) Долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей. |
Эффективное управление ассортиментом продукции позволяет увеличить прибыль и поток денежных средств. Ресурсы предприятия ограничены, следовательно, продавать необходимо только то, что приносит достаточную прибыль и стабильный поток денежных средств.
Для принятия решения относительно ассортимента, объема продаж и цены недостаточно только финансовой информации, необходима оценка внешних условий деятельности предприятия – рынок. Необходимо очень тщательно изучить спрос потребителей, их вкусы, ориентиры, ценности, а также финансовые возможности, т.е. платежеспособность населения.
В целях максимизации потока денежных средств, предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты с покупателями.
На ООО «Ферри-Люкс» можно предложить следующую стратегию расчетов с покупателями:
1. Нужно ввести систему скидок, вместо ряда разрозненных скидок;
2. Следует оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия;
3. Установить целевые ориентиры для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована: - только для перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств;
- для выхода на новые рынки;
- для вознаграждения персонала отдела маркетинга в зависимости от эффективности мер по увеличению объема реализации и получению платежей.