2.3 Реализация организационной структуры
Анализ эффективности организационной структуры
Для оценки качества организационной структуры используются критерии, которые классифицируются по следующим группам.
1. Критерии статической эффективности, т.е. эффективности работы предприятия, которая имеет место при условии, что объем продукции мало изменяется во времени. Оптимальной является та структура, при которой работа осуществляется при наименьших затратах.
2. Критерии маневренности работы. Эта группа критериев измеряет способность организации быстро и эффективно изменять не только объем закупок, но и номенклатуру. Реализация этого условия возможна в том случае, если система управления будет гибкой и будет создан резерв мощности.
3. Критерии гибкости в стратегии. Этот критерий оценивает способность организации реагировать на изменения характера фармацевтического производства. Гибкость стратегии предъявляет серьезные требования к организационной структуре.
4. Критерии динамичности структуры – оценивают способность компании изменять свои организационные формы. Могут сложиться такие ситуации, когда выход из них надо искать в приспособлении структуры. Если способность к изменениям заложена в самой структуре, приспособление будет быстрым и без снижения эффективности работы организации.
5. Критерии оценки наличия экономических ресурсов (финансовых, трудовых, материальных), которые необходимы для создания и функционирования организации. Так как в целях эффективности многие организационные изменения должны осуществляться за сравнительно короткие сроки, то в этих условиях решающим фактором, определяющим возможности изменения структуры, становится наличие квалифицированных кадров, особенно административно – управленческих и инженерно-технических.
6. Критерии оценки трудовых ресурсов. Они позволяют оценить, насколько обеспечена структура необходимыми трудовыми ресурсами, их профессиональный потенциал.
7. Критерии оценки качества решений и информации. Данная группы критериев определяется специфическими характеристиками, которыми должна обладать структура для придания организации маневренности на рынке. Основная черта маневренности – потребность в эффективной и экономичной системе обработки информации.
Определение проблем и трудностей организационного строительства
Традиционная функционально-иерархическая структура аптечных предприятий сама по себе сдерживает работоспособность организаций. Это происходит потому, что отделы аптеки имеют практику замыкаться в своих функциональных нишах, чувствуя себя самодостаточными структурами, не принимая во внимание, что цель их существования – работать поставщиками для своих внутренних и внешних клиентов. Поэтому структура, опирающаяся на бизнес-процессы в большей степени, чем ранее существовавшая, позволила избежать этого путем создания рабочих команд, которые отвечают за весь процесс, а не за отдельную часть, относящуюся к их технической специализации.
Способы их предупреждения и коррекции
В соответствии с теорией реинжиниринга бизнес-процессов, организационная структура предприятия меняется в сторону «уплощения» – уменьшения числа уровней управления. Команды, состоящие из одного или нескольких человек и выполняющие ориентированные на процесс работы, должны стать самонаправляемыми. При этом число менеджеров среднего звена сокращается, а их роль меняется: из «начальников» они становятся «тренерами», создающими условия для работы команд, находящихся рядом и готовых разрешить возникающие проблемы.
В рамках нововведений необходимо изменить размещение менеджеров в аптеке. Повышение оперативности в работе необходимо обеспечить размещением «штаба» аптеки в одном, достаточном по площади, помещении. Такое нововведение позволит резко сократить затраты на сбор и обработку необходимой для работы информации. Оперативность менеджмент-коммуникаций значительно повысит эффективность управленческих решений.