Введение
Актуальность. SWOT-анализ позволяет на основании собранных данных о внешних и внутренних факторах компании провести ревизию ее возможностей и задач, которые предстоит решить. Он помогает выяснить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы со стороны внешнего окружения.
Основными этапами анализа является:
1) выявление сильных и слабых сторон;
2) выявление возможностей и угроз;
3) составление полей стратегий на пересечении факторов.
Проведение SWOT-анализа предполагает также выявление возможностей и угроз со стороны окружения предприятия.
Объект исследования: ООО «ПК».
Предмет исследования: методика проведения SWOT-анализа как метод исследования в менеджменте.
Цель работы – изучить и проанализировать методику составления SWOT-анализа.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение SWOT-анализа;
- рассмотреть основные параметры и методику SWOT-анализа;
- исследовать методологию проведения ситуационного анализа, матрицы SWOT-анализа;
- дать характеристику ООО «ПК»;
- исследовать внутреннюю среду;
- сформировать матрицу SWOT-анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1 Понятие и значение SWOT-анализа
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает "Сила", "Слабость", "Возможности", "Угрозы". С 1960-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз. как правило, SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке в (приложении 2), так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Матрица SWOT
возможности |
угрозы | |
сильные стороны |
СИВ |
СИУ |
слабые стороны |
СЛВ |
СЛУ |
В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы. Информация представленная во вспомогательных матрицах переносится в основную и используется для обобщения результатов анализа. Таких матриц две: матрица возможностей и матрица угроз. Также, в процессе выполнения SWOT-анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT-анализа представлены в таблицах 1.2 – 1.4.
Таблица 1.2 – Матрица возможностей
вероятность использования возможностей |
влияние | ||
сильное |
умеренное |
малое | |
высокая |
ВС |
ВУ |
ВМ |
средняя |
СС |
СУ |
СМ |
низкая |
НС |
НУ |
НМ |
Таблица 1.3 – Матрица угроз
вероятность использования возможностей |
влияние | |||
разрушение |
критическое состояние |
тяжелое состояние |
легкие ушибы | |
высокая |
ВР |
ВК |
ВТ |
ВЛ |
средняя |
СР |
СК |
СТ |
СЛ |
низкая |
НР |
НК |
НТ |
НЛ |
Таблица 1.4 – Составление профиля среды
фактор среды |
важность для отрасли A |
влияние на организацию B |
направление влияния C |
степень важности D=A*B*C |
1 2 3 … |
В таблице 1.5 приводятся категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).
Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей строится отдельная таблица. Нет смысла перечислять все возможное и невозможное.
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.