Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле "управление изменениями".
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С. Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно быть управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.
Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных (информационных, образовательных, культурно - досуговых) функций при рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач — согласование внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального достижения ожидаемых результатов функционирования. Однако очевидно, что руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую деятельность с существующим "правовым коридором". Это касается юридического обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.
Завершающийся XX век можно по праву назвать веком становления и развития отечественной библиотечной сети, а научно-методическое обеспечение ее катализатором. И, казалось бы, пришло время, когда научно-методическая служба, освобожденная от оков идеологии, независимо от политических взглядов ее представителей обязана обратиться к совершенствованию внутренней технологической, организационно-методической, интеллектуально-духовной жизни библиотек. Важно, чтобы и теоретики и практики перестали сводить счеты, выяснять, кто прав, кто виноват и сконцентрировали творческие усилия на исследовании и методическом обеспечении нормального функционирования библиотек в условиях рынка. Забота о библиотеках, здравый, деловой подход к прогнозированию условий и принципов их развития и составят философию современного отечественного библиотековедения.
Определение роли научно-методической службы в реальном библиотечном процессе, к оценке ее фактического состояния и прогнозируемого будущего, выражается в том, что вся совокупность, вся система потенциальных возможностей научно-методической деятельности отождествляются лишь с минимальным числом ее форм, лежащих на поверхности: аналитической, педагогической, инновационной, плановой. Множество других форм объявляются административно-командными, устаревшими и на этой основе отвергаются. Упускается из виду, что нет главных и второстепенных форм методического труда, как нет устаревших и современных. Только в комплексе они эффективны. Многие специалисты недооценивают роль научно-методической мыслив управлении библиотечным делом и библиотеками, в достижении конечных результатов, например, в росте количественных показателей (число читателей, книговыдач, посещений), в преодолении негативных явлений (читательская задолженность).
Слишком безапелляционным представляется утверждение специалистов, которые считают, что в основе методических "взаимосвязей должны лежать экономические взаимоотношения". Не приведет ли чрезмерная коммерциализация научно-методической службы к ее однобокости, элитарности, а может быть, и к отмиранию. Очевидно. Подавляющее число методических услуг, даже в условиях рынка, должны оставаться бесплатными или льготными для части библиотек и библиотекарей. Странно выглядят платные методические услуги внутри одного библиотечного коллектива, поскольку у них общая смета бюджетных расходов. Тем не менее такая практика уже пустила корни.
Есть немало руководителей и методистов библиотек, понимающих, что методическую службу надо не разрушать, а постепенно совершенствовать, разборчиво внедряя в нее новшества. Новое не обязательно создавать на развалинах старого, можно построить и рядом.
Сейчас наблюдается размывание научно-методической деятельности, немало примеров поспешного и хаотичного внедрения новых форм труда под флагом "курса на инновации", ослабления и реорганизации научно-методического отдела (НМО), создания параллельных организационно-методических структур. Зарождается новый облик научно-методической службы. С этим явлением надо считаться, учитывать во всех сферах научно-методической деятельности, развивая не свойственные прежде направления работы — прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социологические исследования, а также осваивая непривычный ассортимент научно-методических услуг (продажу методических пособий, консультаций, стажировок, курсов, лекций, рекламы).
Таким образом, острие управленческой функции научно-методического самообеспечения направлено на ее оптимальную распространенность, а также на внедрение новых форм и методов административного труда: социологических, маркетинговых и т.д. Однако, изменяя традиционную технологию труда, живо воспринимая очередные ноу-хау, не следует под них ломать и коверкать структуру, в обязательном порядке создавать новые структурные подразделения, т.к. завтра мода на них пройдет и придется возвращаться к прежним нормам.
Сегодня перечень таких форм не закрыт. Не все они приживутся, какие-то будут отринуты практикой, родятся неизвестные. Словом, жизнь распорядится по-своему и важно выбрать самые прогрессивные, вдумчиво подходить к их оценке, определяя место в арсенале средств научно-методической службы.