В научно-организационной деятельности Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ, г. Москва) продолжается период обновления, основанного на учете прошедших в обществе перемен, переосмыслении прошлого опыта и выявлении передового.
В методической работе принимает участие большинство структурных подразделений библиотеки, но основная нагрузка лежит на научно- организационном отделе. За последние годы функции отдела претерпели существенные изменения. Сменились приоритеты методической деятельности, формы работы. Прежде всего, произошел переход от методического руководства к методической помощи. Основное назначение отдела - проведение целевых мониторингов и конъюнктурных маркетинговых исследований для выработки концептуальных направлений функционирования и развития библиотеки как научно - информационного и образовательного учреждения. В рамках отдела со статусом специализированного читального зала функционирует научно-методический кабинет, комплектующийся фондом отечественных и зарубежных документов по проблемам библиотековедения, информатики, книговедения, библиографоведения, а также менеджмента, маркетинга, экономики; систематически организует разноаспектные книжные выставки. Главными направлениями деятельности двух базовых секторов отдела - сектора научно-исследовательской и научно-методической работы и сектора маркетинговых исследований - являются:
* научно-аналитическая деятельность;
* научно-организационная работа;
* подготовка интеллектуальной продукции по профилю отдела, в частности: методических писем; рекомендаций; научно-методических пособий; проблемно-ориентированных баз данных; научных статей для профессиональной периодической печати;
* инновационно - консультационная и методическая деятельность в помощь библиотекам учреждений и организаций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ);
* маркетинговые исследования;
* осуществление рекламной политики;
* контакты с партнерами и координация договорных отношений в условиях конкурентной среды;
* связь с общественностью, работа по привлечению ресурсной помощи и т.п.
В числе сотрудников отдела работают методисты с тридцатилетним библиотечным стажем, экономист, доктора и кандидаты педагогических наук [см. Приложение 2];
ЦНСХБ, будучи методическим и координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских учреждений, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40 опытных станций АПК РФ.
В постперестроечный период общий объем методической работы несколько сократился, что обусловлено реорганизацией или ликвидацией части библиотек сети, а также финансовыми трудностями, повлекшими за собой сложности с изданием и распространением методических документов, командировками в сетевые библиотеки вузов, ссузов, НИИ, опытных станций.
Методическая работа рассматривается в ЦНСХБ как фундамент для всякого рода инноваций. Новые условия, в которых работают методисты НОО ЦНСХБ Россельхозакадемии, существенно повлияли на функционирование методического кабинета (МК).
Методический кабинет со специализированным читальным залом является полноправным структурным подразделением НОО. У МК положение определенное: его фонд должен комплектоваться документами по отечественному библиотековедению и библиографоведению, книговедению и библиотечному делу за рубежом; профессиональными периодическими изданиями; материалами в развитие учебных библиотечных программ; методическими научно-практическими пособиями и рекомендациями по организации работы библиотек и т.д. для того, чтобы помогать исследователям — научным сотрудникам своей библиотеки, рядовым пользователям, библиотекам сети. МК — это библиотека в миниатюре, которой присущи все библиотечные процессы. Феномен "информационного взрыва" коснулся и МК: расширяется профиль комплектования фонда, происходит автоматизация библиотечных процессов, появляются возможности видоизменить информационное обслуживание пользователя. Спрос рождает предложение. После изучения запросов пользователей, фонд МК пополнился такими разделами как библиотечный менеджмент и библиомаркетинг, грантоведение, библиометрия, библиотечно-информационное обслуживание, библиотерапия, библиотечное дело и проблемы информатизации общества, аналитико-синтетическая обработка документов и корпоративная каталогизация, проблемы безопасности библиотек, электронная доставка документов, электронная библиотека и LIBNET и т.д.
Стремительное развитие электронной издательской деятельности и рост количества электронных публикаций, современные электронные технологии, развитие вычислительной техники повлияли на библиотечное сообщество: библиотеки постепенно превращаются в информационные центры. Аналогичные тенденции, правда в меньших масштабах, имеют место и в МК. В методическом кабинете пользователю предоставляется возможность познакомиться с Web-страницей ЦНСХБ, войти в электронный каталог библиотеки, заглянуть к соседям — в кабинет библиотековедения РГБ, пообщаться по электронной почте с методистами ГПНТБ. Короче говоря, библиотека, в нашем случае — МК, имеющая выход в Интернет, способна предоставить многое.
Новая информационная ситуация требует от МК и новых форм подачи информации. Ориентация на максимальное удовлетворение запросов пользователей вынуждает методиста МК создавать проблемные базы данных (БД); консультировать, используя нормативно-правовые БД; разбираться в специфике поиска разнообразной информации в Интернет; работать с автоматизированными переводческими программами; наконец, осуществлять дистанционное консультирование. Таким образом, есть реальная возможность для МК перейти на качественно новый уровень методической помощи, позволяющий принципиально по-новому взглянуть на все основные составляющие своей работы и в том, что касается формирования фонда, и в том, что касается обслуживания пользователей в самом широком смысле.
Во все времена научно-организационный отдел - это то место, куда обращаются коллеги за поддержкой и рекомендациями. Главное - помочь каждой библиотеке и ее библиотекарям найти свое место в едином библиотечном пространстве, вооружить профессиональными знаниями, защитить, научить, проконсультировать.
Такая форма научно-методического труда как консультирование, считается дополнительным средством к другой, имеющей характер основной формы методической (семинар, конференция, командировка и т.д.) службы. Однако при кажущейся второстепенности консультации играют большую роль в популяризации инноваций, укреплении профессиональных знаний, приобретении навыков, передового опыта. В настоящее время консультирование, в частности дистанционное как разновидность, выходит на первый план в тех случаях, когда необходимо оказать оперативную и квалифицированную помощь из центра. По мере углубления и усложнения функций библиотек, обновления и обогащения опыта информационного обслуживания формируется широкая проблематика консультационной работы. Она видоизменяется, подчиняясь задачам своего времени. Сегодня методистам приходится решать множество правовых проблем, разъяснять, как выиграть грант, найти дополнительные источники финансирования, где осуществить льготное комплектование, как организовать маркетинговую службу в библиотеке и т.д.