· Теория справедливости (Врум) — базируется на утверждении, что сильная потребность не является единственным мотиватором. Человек должен также надеяться на то, что его поведение приведет к удовлетворению потребностей. Т.е. если человек чувствует, что нет прямой связи между затратами труда и результатом (удовлетворением потребностей), то мотивация слабеет.
· Модель Портера-Лоулера — включает элементы теории ожидания и справедливости. Заключается в том, что высокая результативность деятельности субъектов является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.
Т.о. при формировании эффективной системы мотивации должны быть увязаны все факторы.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап демонстрирует, насколько близко слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передачи информации и оценки ее. Руководство высшего звена устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которых отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Один из способов увеличения эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения (принцип исключения). Принцип исключения состоит в том что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от контроля. Измерение результатов – стандарт в специфической форме определяет те величины, которые в последствии должны быть измерены. Передача и распространение информации – для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Оценка информации о результатах – заключительная стадия этапа – менеджер должен решить, та ли, что нужно информация получена, важна ли она. Важная информация - это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
Ничего не предпринимать - если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются лучше всего ничего не предпринимать. Устранить отклонения – смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий. Пересмотр стандартов – иногда сами стандарты могут оказаться не реальными, потому что они основаны на планах, а планы это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
К изучению поведения человека внутри формальной организации подтолкнул Хоторнский эксперимент, начавшийся в 1924 г. на заводе Хоторна компании «Вестерн Электрик» г. Чичеро.
Хоторнские эксперименты Элтона Мэйо продемонстрировали, что организация – это социальная система.
Определение Марвина Шоу – группа – это два лица или более , которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно сам находится под влиянием других лиц.
Группы созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными. Существует три основных типа формальных групп:
Группа руководителя – командная (соподчиненная) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных.
Рабочая (целевая) группа обычно состоит из ли вместе работающих на одним заданием отличается от командной тем, что в ней больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.
Комитет – третий тип формальной группы- группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий (подразумевается групповое принятие решений).
Из социальных взаимоотношений внутри организации рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию. Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенной цели. Люди вступают в группу, чтобы обрести помощь, защиту и общение.
Первичные характеристики неформальных организаций – социальный контроль, сопротивление переменам, появление неформальных лидеров и слухи.
Неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. В процессе деятельности люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства, в отношении к труду. (Модель Хоуманса).
Эмоции
Взаимодействия Деятельность
Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальных организаций, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
(Хоторнский эффект – это условия, в которых новизна дела или чрезмерное внимание к нему приводят к искаженному результату.)
Группы (команды) возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, которые требуют для своего выполнения отдельной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.
Группа (команда) может более или мене эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.