Двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly) называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса ≈ единственный покупатель (монопсонист). Наиболее распространенным примером двухсторонней монополии считают обычно "город одного предприятия", в котором спрос на труд предъявляется единственным имеющимся в городе предприятием, а предложение труда осуществляется хорошо организованным и сильным профсоюзом. Хотя в России существует множество таких городов и рабочих поселков, рынок труда в них все же нельзя (сейчас) считать двухсторонней монополией из-за недостаточного развития профсоюзов; в них на рынке труда единственному нанимателю (заводу, шахте, руднику) противостоит "атомизированная" сторона предложения труда. На товарных рынках примером двухсторонней монополии может быть единственный в городе хлебозавод, использующий в качестве ресурса производства муку, вырабатываемую единственным мелькомбинатом.
В чем особенность рынка двухсторонней монополии? Монополист, как мы знаем, не имеет функции предложения, однозначно описывающей зависимость между объемом предложения и ценой продукта. Он должен выбрать точку на кривой рыночного спроса, максимизирующую его прибыль. Проблема в том, что монопсонист, являющийся в этой ситуации единственным покупателем монополизированного продукта, не имеет в свою очередь функции спроса на производственный ресурс. Чтобы максимизировать свою прибыль, он должен выбрать некоторую точку на кривой предложения продавца. Но на рынке поведение единственного продавца как монополиста оказывается несовместимым с поведением единственного покупателя как монопсониста.
Рынок двухсторонней монополии представлен на рис. 10.26. Здесь, как обычно, D и MR ≈ линейные кривые спроса и предельной выручки монополиста ≈ единственного продавца, а МС ≈ линия предельных затрат единственного продавца(производителя). Поскольку МС и MR пересекаются в точке А, монополист в целях максимизации своей прибыли хотел бы выпускать Q2 единиц продукции и продавать их
по цене P2. И если бы он мог принудить противостоящего ему монопсониста вести себя так, как ведет себя единичный покупатель на совершенно конкурентном рынке, он реализовал бы именно этот результат.
Но в ситуации двухсторонней монополии единичный покупатель является монопсонистом и стремится реализовать свою монопсонистскую власть на рынке. В идеале (в пределе) он хотел бы полностью контролировать рынок и принудить монополиста вести себя подобно единичному продавцу на совершенно конкурентном рынке. Тогда МС была бы не только кривой предельных затрат, но и кривой предложения, a MFC ≈ кривой предельных факторных затрат. Единичный покупатель будет стремиться уравнять свои предельные затраты на покупку производственного ресурса (MFC) с ценой товара, заданной кривой спроса, D. Такое равенство достигается при пересечении кривых MFC и D, т. е. в точке В. Таким образом, монопсонист хотел бы в целях максимизации прибыли покупать Q1 единиц товара по цене P1. И если бы ему удалось принудить монополиста вести себя подобно совершенно конкурентному продавцу, эта цель была бы достигнута.
Однако ни монополист, ни монопсонист не могут принудить партнера вести себя подобно субъекту совершенно конкурентного рынка. Исход двухсторонней монополии зависит от сравнительной способности ее субъектов вести торг. Экономист может лишь утверждать, что действительные цена Р' и объем рынка Q' при двухсторонней монополии отвечают условию
Q2 > Q' > Q1, P2 > P' > P1
Можно считать, что двухсторонняя монополия ≈ это монополия, ограниченная монопсонией, или, наоборот, монопсония, ограниченная монополией.1
Существует несколько методов оценки степени монополизации рынка.
Индекс монопольной власти Лернера;
Пороговая доля рынка. Законодательством устанавливается процент объёма продаж на рынке (например - 35%), превысив который, фирма считается монополистом;
Индекс концентрации. Из общего числа фирм отрасли (n) выбирается m крупнейших и рассчитывается сумма их долей (k) на рынке:
|
|
|
|
Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
|
|
Если IН>1800, то рынок считается высококонцентрированным.
Способность фирмы-монополиста назначать цену выше предельных издержек называется рыночной властью.
Подход к определению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции.
Долю экономической прибыли в цене показывает выражение которое называетсяиндексом рыночной(монопольной) власти или, индексом Лернера,
Рыночная власть зависит от ценовой эластичности спроса - чем более эластичен спрос, тем меньше монопольная власть и тем ближе рынок к конкурентному.
| ||||