Обучение. На предприятии Генри Форда считают, что человек, прежде всего, должен научиться зарабатывать средства к жизни и что образование, не помогающее ему в этом отношении, бесполезно[33]. Там воспитывают подростков и взрослых, стремясь привить им навыки и идеи фордовских предприятий.
Ремесленную школу имени Генри Форда основали в октябре 1915г.: в нее принимают в нее сирот, сыновей вдов и других мальчиков, которые не могли ни изучить ремесло, ни получить образования, потому что все их заработки шли на содержание семьи. Это подход не только гуманный, но и инновационный. Форд создал план такой школы, которая не только окупала бы сама себя, но и в которой учащиеся могли бы получать такой же, если не больший заработок, какой они получали бы в любом ремесле, не открывающем перед ними никакого будущего[34]. Надо заметить, что мальчиков принимают в эту школу вне зависимости от степени их одаренности. В школу принимаются такие, которые нуждаются в средствах и в жизненных шансах[35]. Задача Форда была не в рекордах, а в том, чтобы помочь тем, кто более всего нуждается в помощи. Средний заработок учеников, окончивших школу четыре года назад, составляет от 8 до 9 дол. в день или приблизительно 2500 дол. в год. Такой заработок значительно выше, чем средний заработок студентов, окончивших колледжи.
Также открыли школу учеников, в которую принимались мужчины между 18 и 30 годами и где они становились так называемыми инструментальными мастерами. Курс продолжается 3 года, и в школе может обучаться всякий, работающий на заводе и не достигший 30 лет. Эта школа также организована по принципу самоокупаемости[36].
Третьим отделом воспитательной работы является так называемая школа обслуживания. Она ставит своей задачей отчасти подготовку рожденных за границей учеников к работе в заграничных отделениях, главным же образом – пропаганду фордовских методов производства. У Форда нет заводских тайн. Если его методами пожелает воспользоваться какой-нибудь другой предприниматель, то ему предоставят такую возможность. Это Форд считает своей обязанностью.
Благотворительность. Генри Форд тщательно избегает всего, что можно назвать благотворительностью. Он готов помочь людям, но он это не называет благотворительностью. Он устроил госпиталь и сделал это так, чтобы он не подрывал чувства самоуважения в своих пациентах и в то же время окупал себя[37]. Сиделки сначала брались из числа окончивших больничные курсы, и все время работали только на госпиталь. Они получали плату, обычную на фордовских предприятиях, - минимум шесть долларов в день за восьмичасовую работу. Затем организовали подготовительные курсы для сиделок, построив общежитие для сиделок имени Клары Форд и школу гигиены и ухода за больными имени Генри Форда. Инновацией можно считать и то, что вся обстановка спален рассчитана так, чтобы сиделки после ухода из госпиталя и из классов чувствовали себя в совсем другой атмосфере. По отношению к сиделкам проводится та же политика, как и по отношению к рабочим и должностным лицам предприятий, - хорошее жалованье, короткий рабочий день, все удобства для труда и много работы. Обычно в госпиталях все обстоит совсем иначе. Но Генри Форд считает что самоуважение – одно из условий здоровья[38].
Железная дорога. В области инноваций на железных дорогах, Генри Форд тоже сделал некоторый вклад. На Фордзоне был изобретен особый аппарат, которым чистят локомотивы. Этот аппарат заменяет трех рабочих и выполняет работу на 2,5 часа быстрее, чем было до этого[39].
Возраст рабочих. На предприятиях Форда возраст не имеет никакого значения. Им нужны наилучшие элементы, а до их возраста нет дела.
Принципы. Постоянное изменение методов объясняется не тем, что Форд любит перемены ради перемен, а тем, что фирма всегда стремится понизить цены и повысить качество, а это, конечно, вынуждает все к новым и новым усовершенствованиям[40]. Форд начинал изготавливать ту или иную часть или овладевал источником сырья только в том случае, если этим оказывал услугу обществу. Они никогда не производят ради производства. Решающим обстоятельством является не метод, а преследуемая цель. Но если предприниматель хочет получить максимальную прибыль и не думает об услугах обществу, то в таком случае его дело не есть предприятие, и к нему неприложимы никакие деловые принципы. Нас должна беспокоить не конкуренция, а плохое ведение дела. Если мы выполняем свое дело наилучшим известным нам способом, т.е. если мы искренне стараемся обслуживать общество, то нам нечего беспокоиться относительно остального. Будущее само о себе позаботится.
Заключение
Прочитав книгу Генри Форда «Сегодня и завтра», мы рассмотрели множество примеров введения инноваций. Генри Форда можно назвать человеком, который не боится экспериментировать, и всегда идет вперед и добивается своей цели. Недаром, Генри Форд признан лучшим бизнесменом ХХ века.
Большинство американцев считают, что Генри Форд изобрел автомобиль. Все уверены, что Генри Форд изобрел конвейер, хотя за 6 лет до Форда некий Рэнсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортеры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда в том, что он создал поточное производство. Он придумал автомобильный бизнес. Когда предприятия стали экономически организованны, появилась востребованность в менеджере. XX век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом Fortune лучшим бизнесменом XX века.
Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем $1 млрд. ($36 миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Он продал 15 с половиной миллионов автомобилей "Форд-Т", конвейер стал делом привычным и необходимым. Форд стал платить рабочим в два раза больше и этим создал класс "синих воротничков". Его рабочие копили деньги, чтобы купить "свой" автомобиль - "Форд-Т". Форд не создавал спрос на автомобили, он создал условия для спроса.
В книге «Сегодня и завтра» не описано основное достижение Форда – конвейер, поэтому я считаю целесообразным, сказать несколько слов и об этом. В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу. Прогулки рабочих по цеху оплачивать не хотелось. "Если двенадцать тысяч служащих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль", - подсчитал Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа: заставлять рабочего не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. С 1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер.