рефераты по менеджменту

Инвестиционно-структурная политика в России

Страница
2

России в настоящее время такая экономическая закономерность не грозит^. Поэтому поставлена задача добиться повышения доли валового накопления в ВВП с 24% в настоящее время до 27-29% к концу 2000 г. при сохранении тенденции к увеличению доли расходов на конечное по­требление.

Выделяются две основные группы источников осуществления инве­стиционного процесса: внутренние и внешние, причем инвестиционные источники подразделяются на уровне предприятия, региона и страны.

Существенные изменения претерпела за последние годы структура финансирования капитальных вложений. Роль собственных средств предприятий возросла незначительно, в то же время произошло резкое

снижение финансирования капитальных вложении из бюджетов всех уровней. Оценки столь резкого поворота государственной инвестицион­ной политики весьма расходятся, но все же нельзя расценивать ее без­условно положительно, как нельзя рассчитывать и на то, что собствен­ные средства предприятий в состоянии стать источником инвестицион­ного подъема, на что делается расчет правительства. За последние го­ды изменяется структура капитальных вложений по источникам финанси­рования, прежде всего в результате институциональных преобразова­ний, децентрализации инвестиционных процессов, жестких бюджетных ограничений.

У России имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. По данным Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов минерального сырья в России на 1994 г. составляла порядка 28 трлн долл., или ВВП России за 20 лет. Доля России в мировой добыче состав­ляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по металлам - 10-15%. В расче­те на душу населения ресурсный потенциал России в 2- 2,5 раза превы­шает ресурсный потенциал США, в 6 - Германии, в 18-20 - Японии. Огро­мен потенциал сельскохозяйственных и городских территорий. Он изме­ряется цифрой порядка 22 трлн долл. Это позволяет только от аренды городских территорий ежегодно получать порядка 50 трлн руб. в год.

Во-вторых, основные фонды предприятий, находящихся в федераль­ной собственности, приватизация которых возможна или обязательна. По предварительным оценкам их стоимость составляет порядка 350-380 трлн руб. Это позволяет на этапе денежной приватизации получить 40-50 трлн руб. дохода в год. Сюда же следует отнести и имущество (движимое и недвижимое), находящееся в частной собственности граждан. При этом, естественно, речь идет о стоимости сверх некоторого гарантиро­ванного государством социального имущественного уровня По эксперт­ным оценкам, эта величина составляет сегодня порядка 27-35 трлн руб., что позволяет даже при низкой 2%-ной ставке получать в казну дополни­тельно 5-8 трлн руб. дохода. Можно ожидать, что этот вид дохода будет возрастать и со временем может стать одним из ведущих источников бюджетных доходов.

реальной возможностью для государства увеличить свои финансо­вые ресурсы являются доходы от приватизации, активизация рынка не­движимости и, в частности, введение в рыночный оборот земельных участков Следует подчеркнуть, что проблема заключается не только в том, чтобы найти средства для государственных инвестиций, но и в том, чтобы сделать их работающими, эффективными, приносящими доход. Общим направлением стимулирования инвестиций предприятий явля-

ются сближение доходности средств, вкладываемых в производство, с доходностью от их использования в Других сферах и повышение надеж­ности инвестиций.

Одним из мощных стимулов к привлечению внебюджетных инвести­ционных ресурсов для реализации государственных программ промыш­ленного развития является использование определенной части незадей­ствованной в хозяйственном обороте государственной собственности. Речь идет о замороженных объектах, неэксплуатируемых месторождени­ях полезных ископаемых, неиспользуемых земельных и лесных угодиях и т.п. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для западных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших научно-технических и экологических программ по приоритетным направлениям научно-технического развития.

Продолжающиеся попытки финансировать такого рода программы за счет средств государственного бюджета вряд ли приведут к успеху: в отечественной экономике традиционно крайне низка эффективность рас­ходования бюджетных средств. Хронический дефицит государственного бюджета и связанные с ним усилия по расширению доходной его части за счет "жесткого" налогообложения не делают привлекательным инве­стиционный климат. Поэтому одним из важнейших методов реализации приоритетных программ промышленной политики должно стать привле­чение средств частных инвесторов.

Решение проблемы привлечения средств как отечественных, так и зарубежных коммерческих структур лишь путем предоставления им нало­говых кредитных, таможенных и других льгот представляется недоста­точным и малоэффективным. Наиболее мощным стимулом, имеющимся у государства, является наличие достаточного количества объектов госу­дарственной собственности, которые могут выступать в качестве оплаты • за достижение заранее зафиксированных результатов по принятым при­оритетным государственным программам,! При этом все финансирование (и связанный с этим риск) по реализации мероприятий ложится на ком­мерческие структуры, а окончательный'расчет за авансирование ими ка­питала производится государственными органами по достигнутому ре­зультату.

Для осуществления конкретных программ реализации промышленной политики необходимо создать ряд специализированных фондов их реа­лизации по отдельным программам,. Эти специализированные фонды должны выполнять следующие функции: аккумулировать финансовые средства; реализовывать текущее финансирование программ; осуществ­лять трастовое управление как государственной собственностью, пере­данной для реализации программ, так и общим объемом льгот и префе­ренций, предоставляемых их участникам.

Именно такой подход и должен определить отношение к приватиза­ции неэксплуатируемой государственной собственности, что позволило бы существенно снизить нагрузку на государственный бюджет, обеспе­чив необходимый поток финансирования важнейших программ развития России, с одновременным отвлечением "горячих" средств коммерческих структур с потребительского рынка и, следовательно, снижением инфля­ционного давления. В рамках задействованного программно-целевого подхода должна решаться и задача конверсии ВПК

Основным источником финансирования являются средства предпри­ятий, прежде всего амортизационные фонды, общая величина которых оценивается ныне в 370 - 400 трлн руб. Из них на инвестиции использу­ется примерно 35-40%. Еще 100-120 трлн руб. могут быть инвестированы из прибыли. Всего предприятия, таким образом, располагают инвестици­онным потенциалом в 480-500 трлн руб. Инвестиционный потенциал на­селения составляет свыше 100 трлн руб., сегодня он используется на 15-20%.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту