г) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого бизнеса. Такая практика должна способствовать восполнению нехватки централизованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;
д) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо быстро окупаемых и эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их
отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства ;
е) совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.
В 1995 г. на строительство объектов социального комплекса было выделено около 60% от общего объема капиталовложений из федеральных источников При этом средства направлялись на выполнение целевых федеральных программ: обеспечение жильем военнослужащих; переселение граждан из районов Крайнего Севера; первоочередные меры по укреплению материально-технической базы здравоохранения, образования, культуры; поддержку и развитие РАН; ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и радиационную реабилитацию Уральского региона; предотвращение затопления и подтопления населенных пунктов; реконструкцию объектов, относящихся к федеральной собственности. Государственная поддержка направлялась на строительство социально значимых объектов здравоохранения, образования, культуры и т.д.
Бюджетное инвестирование должно направляться на завершение строительства и ввод в действие объектов Российской академии наук и ее региональных отделений, имеющих высокую техническую готовность, поддержание важнейшей части НИОКР, обеспечение функционирования академгородков. Научно-исследовательские организации прикладной науки должны обеспечивать строительство объектов за счет собственных средств и инвестиционных кредитов.
Это важнейшая задача стабилизации производства и ускорения прогрессивных структурных изменений в экономике. Ключевой задачей в этом направлении является постепенный переход от прямых государственных капитальных вложений в жилищное строительство к целенаправленной государственной поддержке населения через систему субсидий и налогообложения. Исходя из этого было намечено последовательно проводить курс на стимулирование развития различных форм жилищного строительства, создание благоприятных условий для привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования.
Предусматривается предоставление безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья. Должна быть расширена практика ипотечного кредитования, а также аукционной продажи части возводимого жилья, мобилизации дополнительных средств в сферу жилищного строительства
Развитие материально-технической базы АПК в регионах будет осуществляться прежде всего за счет привлечения и использования собственных средств предприятий, товаропроизводителей и населения, бюджетных средств территорий, государственных инвестиционных креди-
тов, средств частного отечественного и зарубежного капитала и Других внебюджетных источников.
С учетом состояния экономики АПК, очевидно, в 1995- 1997 гг. значительная роль должна быть отведена Федеральному фонду финансовой поддержки важнейших отраслей для финансирования затрат, связанных с решением целевых проблем сельскохозяйственного производства. При этом большая часть средств фонда должна выделяться на возвратной основе.
'При реализации инвестиционной и структурной политики в промышленности необходимо, с одной стороны, поддержать проект реорганизации и закрытия нежизнеспособных предприятий, а с другой - стимулировать развитие промышленности и производств, способных стать "точками" перспективного роста в экономике.
Инвестиции в нефтедобывающую, газовую и нефтеперерабатывающую промышленности должны финансироваться в основном без государственной поддержки из федерального бюджета, за счет привлечения иностранных инвесторов к разработке разведанных месторождений в условиях наибольшего благоприятствования и льгот. В нефтедобывающей промышленности практически все капитальные вложения производственного назначения связаны непосредственно с обеспечением самого процесса добычи нефти, из них до 85% - с созданием новых мощностей, а остальные - с поддержанием действующих мощностей
В газовой промышленности инвестиции, непосредственно обеспечивающие бурение новых скважин и обустройство промыслов, т.е. создающие новые мощности по добыче газа, составляют 30 - 35% общих объемов капитальных вложений производственного назначения. Более половины инвестиций данной отрасли должны направляться на строительство газопроводов и объектов подземного хранения газа.
В нефтеперерабатывающей промышленности инвестиционные ресурсы должны направляться преимущественно на реконструкцию действующих установок углубленной переработки нефти и повышение выхода светлых нефтепродуктов.
В электроэнергетике инвестиции должны ориентироваться на существенное увеличение работ по замещению выбывающих энергетических мощностей в результате износа действующего оборудования, а также на демонтаж энергоблоков АЭС первого поколения.
Угольная промышленность традиционно является дотационной отраслью. Большинство шахт, несмотря на введение свободных цен на уголь, остаются нерентабельными и не могут развиваться без государственной поддержки. Государственные инвестиционные ресурсы должны быть направлены на строительство наиболее эффективных горнодобывающих предприятий с открытым способом добычи угля.
437
В химической промышленности главной задачей является рациональное использование государственных инвестиций в сочетании с широким привлечением внебюджетных источников.
В медицинской промышленности инвестиционные ресурсы предполагается направить на развитие мощностей по обеспечению населения и здравоохранения России лекарственными средствами и изделиями медицинской техники нового поколения. Финансирование может осуществляться за счет государственных централизованных капиталовложений, в том числе выделяемых на возвратной основе.
Гражданское машиностроение в значительной степени неэффективно. Государственные инвестиционные ресурсы предполагается направить на развитие конкурентоспособной машиностроительной продукции наукоемких производств. В автомобилестроении акцент будет сделан на создание мощностей по выпуску малотоннажных автомобилей грузоподъемностью до 1,5 тонны. В металлургическом комплексе основной целью являются получение конкурентоспособной продукции, существенное улучшение экологической ситуации, обеспечение социальной стабильности. Государственные инвестиции будут направлены на поддержание существующих импортозаменяющих и создание новых мощностей. Основными источниками финансирования капиталовложений являются собственные средства предприятий и отраслевой инвестиционный фонд.