В 2003 году значительно выросли страховые премии по обязательному страхованию и составили 473 млн. 619 тыс. руб. Это объясняется введением с 1 июля 2003 года обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, премии по которому за июль-декабрь 2003 года составили 467 млн. 361 тыс. руб.
Перестраховочная премия по договорам, переданным в перестрахование, составила в 2003 году 3 млрд. 579 млн. руб. (прирост по сравнению с аналогичным показателем 2002 года составил 24%).
В 2003 году было заключено 1 млн. 249 тыс. договоров страхования, что на 10% больше, чем в 2002 году.Выплаты по страхованию иному, чем страхование жизни, возросли на 22% по сравнению с прошлым годом и составили 2 млрд. 958 млн. руб.
В отчетном периоде РОСНО, как и в прошлые годы, основное внимание уделяло повышению уровня капитализации компании и обеспечению на этой основе финансовой надежности и устойчивости. Собственные средства на 31.12.2003 составили 1 млрд. 469 млн. руб. (прирост по сравнению с 2002 годом 2,4%). Страховые резервы составили 5 млрд. 321 млн. руб.
Экономическая деятельность в условиях рыночных отношений, ужесточение конкурентной борьбы и иные причины требуют постоянного совершенствования методов планирования и управления продажами товаров и услуг. Успешная деятельность любой торговой организации обеспечивается реализацией комплекса мероприятий организационно-технического, экономического и правового характера. Важное место при этом занимает выработка обоснованных управленческих решений. К актуальной задаче их совершенствования относится необходимость максимально полного учета факторов, влияющих на современное состояние организации и определяющих прогноз ее развития в будущем.
Названные проблемы с успехом могут быть решены с использованием экономико-статистических (статистических) моделей, которые в максимальной степени аккумулируют первичные статистические данные, позволяя существенно повысить достоверность оценок деятельности субъекта рынка и выявить множество допустимых вариантов его развития. На такой объективной основе обеспечиваются прогнозирование, оптимальное планирование и выработка обоснованных управляющих воздействий. При этом практическая экономико-статистическая модель должна отвечать следующим требованиям:
максимально полный учет индивидуальных особенностей конкретной организации, реализуемых ею товаров или услуг, рыночной ситуации и иных существенных аспектов;
· возможность применения процедур оптимизации;
· возможность количественного прогнозирования объемов продаж и иных показателей.
Исключительное значение при создании статистических моделей имеет сбор и учет первичной информации, включающей данные о продажах. К наиболее широко используемым показателям продаж обычно относятся физический объем продаж, размер полученной прибыли и доход. Для их оценки используются критерии, позволяющие определить степень соответствия фактических результатов запланированным показателям.
Выбор факторов, влияющих на показатели продаж и необходимых для создания статистической модели, определяется гипотезами о причинах изменения уровня продаж, целями статистического анализа и рядом других обстоятельств. Обычно факторы составляют нечеткое и незамкнутое множество, то есть имеется вероятность того, что не все существенные факторы включены в рассмотрение или значения некоторых из них приблизительны. Известен принцип Парето, согласно которому при анализе системы существенны лишь некоторые факторы из всех, причем 20% факторов определяют 80% свойств системы.
Совокупность выбранных факторов должна удовлетворять условиям взаимной совместимости, т.е. она не должна содержать противоречивых и взаимоисключающих компонентов. Таким образом, факторы можно рассматривать как причину изменения показателей продаж. При этом статистические данные отражают их структуру и численные значения.
На данный момент существует огромное количество различных методов обучения. Традиционная классификация предполагает следующие виды обучения: словесный (лекция), работа с источниками, наглядный (демонстрация образца), практический (эксперимент). Однако, такой подход в настоящее время не сможет удовлетворить даже школьников, не говоря уже о подготовке персонала. В связи с этим, в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения за счет активизации слушателей и интенсификации самого процесса. Одно из перспективных направлений, находящееся сейчас на волне популярности, это «проблемное обучение». Здесь активность обучающихся стимулируется за счет специальной организации учебного материала. При обучении наших стажеров мы постараемся использовать весь современный комплекс методов обучения.
Таким образом, весь современный комплекс методов обучения можно условно разделить на шесть групп:
· Лекция
· Практические занятия
· Самостоятельная работа
· Активные методы обучения (АМО)
· Методы практического освоения
· Методы контроля
Самой эффективной для выработки практических знаний и умений, согласно германским специалистам, оказалась группа АМО. По полученным ими данным слушатели усваивают материал:
- на 20% при чтении лекций;
- на 30% при чтении лекций с использованием наглядных пособий;
- на 50% при использовании аудиовизуальных средств;
- на 70% при проведении дискуссий;
- на 90% при разборе конкретных ситуаций.
Стоит, наконец, определить, что же такое АМО. АМО – это методы обучения посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности в учебном процессе. Какая сторона производственной деятельности, и в какой степени воспроизводится, зависит от особенностей конкретных методов и дидактических целей.
Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к АМО можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями АМО со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.
Деловые игры также входят в разряд активных методов обучения персонала.
Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.
Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:
· организация и формирование персонала управления;
· овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
· воспроизводство персонала;
· интеграция персонала;
· гибкое формирование персонала;
· адаптация;
· внедрение нововведений.
Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:
· поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;