Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. №33 « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету « Расходы организации» ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческой организации. Дает определение расходов как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. Определяется перечень расходов, относимых к обычной деятельности, а также прочие расходы организации; порядок признания расходов и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Положение по бухгалтерскому учету « Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001г. №60 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам ( в т.ч. товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций. Положение определяет порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам; состав и признание затрат по займам и кредитам; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. №114н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организации. Применение положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль, признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированную в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов.
Приказ Министерства экономики РФ от 1.10.1997 №118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» определяет, что целью разработки финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Определяются основные направления разработки финансовой политики предприятия; анализ финансово-экономического состояния, разработка учетной и налоговой политики, разработка кредитной политики, управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, управление издержками, включая выбор амортизационной политики, выбор дивидендной политики.
В условиях рыночных отношений предприятия как звено рынка и финансовой системы государства, должно быть рентабельным, кредитоспособным, а также активным на рынке инвестиций. Поэтому важно управлять финансами предприятия и создавать ту структуру организации финансов, которая бы обеспечила существование данных признаков успешного предприятия.
В рыночной экономике коммерческие предприятия действуют на принципах коммерческого расчета. Яковлев [51] отмечает, что при коммерческом расчете подлинными становятся все его принципы такие как самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, экономическая заинтересованность и ответственность за конечные результаты своей деятельности. Важно при переходе на коммерческий расчет изменить и отношения внутри предприятия. Здесь внимание, по его мнению, следует уделить работе внутрихозяйственных подразделений, предоставить им максимальную самостоятельность, обеспечить заинтересованность в развитии производства.
Создание любого предприятия связано с привлечением или образованием капитала. Его форма и структура будут зависеть от выбранной формы собственности, сектора экономики и т.д. Но важно правильно и рационально управлять этим источником. Круш З.А. [45] пишет следующее, что капитал, используемый предприятиями в производственно-коммерческой деятельности характеризуется многообразием обличий. Он выступает накопленным запасом экономических благ, объект собственности, инвестиционный ресурс и фактор производства, носитель риска и ликвидности, источник доходов. Эффективность менеджмента в сфере управления собственным капиталом повысится, если использовать функциональную классификацию финансовых ресурсов предприятий, учитывающую характер их влияния на размер собственного капитала. Предлагается подразделение их на капиталообразующие, капиталодополняющие, капиталосберегающие и капиталорегулирующие. Она дает возможность по-новому взглянуть на собственный капитал, выявить специфические функции его составных частей и усовершенствовать механизм управления ими.
Ухина О.И. [37] отмечает необходимость формирования рациональной структуры собственного капитала. Для этого необходимо определить задачи и цели на долгосрочную перспективу. Принятие управленческих решений по формированию рациональной структуры капитала напрямую зависит от направлений финансовой политики предприятия, в т.ч. от политики по отношению к капиталу. Составными элементами политики привлечения капитала являются: отношение к внешним и внутренним источникам пополнения капитала, отношение к долевому и долговому финансированию, отношение к распределению прибыли на дивиденды и развитие предприятия и т.д.
Важно сохранить стабильное финансовое состояние предприятия, а оно зависит от финансовых ресурсов, имеющихся у организации. Поэтому в условиях низкого уровня доходности, задолженности аграрных организаций следует обратить внимание на управление оборотными средствами аграрных формирований. Харин С.В., Круш З.А.[46]пишут следующее, в настоящее время у большинства хозяйств аграрного сектора размер собственного оборотного капитала отрицателен. Также, к сожалению, в хозяйствах не ведется работа по оперативному регулированию собственного оборотного капитала, не составляют финансового прогноза СОК. Основная масса оборотных средств финансируется за счет наращения долгов, просроченной кредиторской задолженности. По существу, кредиторская задолженность представляет собой накопленный за ряд лет убыток хозяйства. Поэтому профинансировать оборотные активы, вложенные в производственную деятельность, можно только за счет незаконного, по существу, привлечения средств других предприятий путем несвоевременной оплаты материальных ценностей, задержек платежей государству, т.е. за счет наращивания обязательств и просрочки кредиторской задолженности, что в свою очередь приводит к ухудшению ликвидности, снижению эффективности текущей деятельности, утяжелению структуры оборотных средств, снижению оборачиваемости; делает предприятие непривлекательным для инвесторов и кредиторов.