1) ликвидация имеющихся изъянов в структуре организации, препятствующих повышению конкурентоспособности персонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, которые «не вписываются» в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации;
2) поиск уникальных черт фирм, создающих притягательный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен; он основывается на нескольких существенных принципах.
Принцип оптимизации кадрового потенциала предприятия. Реорганизация, сопряженная с сокращением персонала, — обычная практика на кризисном предприятии. Однако она может быть как эффективной, так и неэффективной[9].
Принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия. Повышение уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта.
Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового потенциала предприятия. Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией:
1) существенны для выживания фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
2) недоступны для конкурентов и могут быть сымитированы с большим трудом;
3) представляют собой сочетание умений и знаний персонала, а не их воплощение в продукции или функциях организации;
4) являются уникальным источником повышения рентабельности предприятия за счет комбинации научно-технического, производственного, организационного, управленческого и кадрового потенциалов;
5) могут поддерживаться и воспроизводиться фирмой на протяжении определенного периода;
6) присущи организационной системе предприятия, а не отдельным выдающимся работникам;
7) имеют важное значение для разработки основной, а в конечном счете и всей выпускаемой на предприятии продукции.
Принцип комплементарности управленческих ролей в кризисной ситуации на предприятии. Рассматривая человеческую составляющую кризиса, мы выделили четыре возможные кадровые ситуации в организации.
Стратегия деятельности предприятия показывает те цели и способы деятельности, на которые ориентировано руководство организации в течение длительного периода времени. Особенности кадровой политики и содержание конкретных кадровых программ по преодолению кризиса непосредственно зависят как от парадигмы кризисного управления, так и от стратегии деятельности организации. Стратегия каждой организации может быть описана по двум основным параметрам: длительность планирования и тип стратегии.
С учетом глубины планирования и типа целей руководитель кризисного предприятия должен разрабатывать конкретные сценарии работы с персоналом, выбирать тот тип руководства, который наиболее эффективен с учетом ситуации в организации, уровня планирования и специфики стратегии организации.
Вопросы оптимизации кадрового состава особенно важны для организаций, проходящих фазы кризиса или находящихся в ситуации спада. Для оптимального использования кадрового потенциала кризисного предприятия важно провести организационно-кадровый аудит, разработать программу реорганизации, выбрать наиболее эффективные методы руководства персоналом.
В ситуации кризиса обостряются вопросы, связанные с эффективностью деятельности управленческих команд, адекватностью типу команды, составу персонала и типу организационной культуры. Для сохранения устойчивости организации важно правильно провести процедуры сокращения персонала, избежать возможного в такой ситуации ухудшения социально-психологического климата.
Рассмотрим в следующей главе особенности управления персоналом на предприятии ОАО «Протон-ПМ».
Полное фирменное название: ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПРОТОН - ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ» (сокращенно ОАО «Протон-ПМ»). Место нахождения: город Пермь, Комсомольский проспект, 93. ОАО «Протон-ПМ» - одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России и СНГ, ведёт свою историю с 1958 года, с создания специализированного производства по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на Пермском моторостроительном заводе №19 имени И.В. Сталина. В июне 1998 г. ЗАО «Протон-ПМ» было преобразовано в ОАО. Сегодня это самостоятельное, динамично развивающееся предприятие, одно из основных в холдинге ОАО «Пермские моторы».
В состав «Протон-ПМ» входят 16 цехов, из которых 10 находятся на территории завода, а остальные 6 расположены на полигоне в Новых Лядах. Цехи организации подразделяют на основные (испытательный, сборочный, гальванический и т.д.) и вспомогательные (транспортный, энергетический и др.). Всего на предприятии на 02.04.2010г. трудиться 4 670 человек.
Основой деятельности ОАО «Протон-ПМ» является производство жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса «Протон». В классе однокамерных двигателей РД-275 - самый мощный, эффективный и надежный в мире. Мощность шести таких двигателей равна мощности Братской ГЭС. По надежности и мощности ракета-носитель «Протон» превосходит зарубежные аналоги, а стоимость ее запуска в 2 раза дешевле. С его помощью в космос были выведены спутники «Космос», «Экран», «Радуга», спутники для исследования Луны, Марса, Венеры, пилотируемые орбитальные станции «Салют» и «Мир», основные модули МКС.
ОАО «Протон-ПМ» имеет довольно сложную и громоздкую структуру, что объясняется следующими причинами: большой размер предприятия; длительный цикл производства основного изделия; повышенные требования к качеству выпускаемой продукции; уникальный характер выполняемых работ и применяемых материалов; значительный объем контрольных, испытательных, исследовательских работ в общей трудоёмкости изделия.
По взаимодействию с внешней средой организационная структура «Протон-ПМ» является механистической, по взаимодействию подразделений друг с другом - линейно-функциональной, а по взаимодействию с индивидом - корпоративной.
В таблице 2.1 приведены некоторые показатели финансового результата работы предприятия в динамике.
Таблица 2.1
Динамика показателей финансового результата работы предприятия ОАО «Протон-ПМ» за 2008-2010гг.
Наименование |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
план |
факт | |||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
2 237 739,2 |
2 920 470,2 |
3 556 766,9 |
3 669 784,9 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
1 952 938,1 |
2 597 598,0 |
3 201 194,1 |
3 353 714,6 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
284 801,1 |
322 872,2 |
355 572,7 |
316 070,3 |
Проценты к уплате за пользование кредитом, тыс. руб. |
143 079,0 |
185 140,0 |
189 162,3 |
230 899,0 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
65 277,6 |
123 120,2 |
80 673,0 |
30 902,3 |
Финансовый результат с учетом капитальных вложений, тыс. руб. |
13 868,0 |
49 343,2 |
-49 462,0 |
-3 337,6 |
Рентабельность валовой продукции, % |
14,6 |
12,4 |
11,1 |
9,4 |