ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования темы - организации и управления персоналом на предприятиях.
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к управленческим кадрам.
Для преодоления экономического кризиса необходимо решить ряд проблем, связанных с изменением в системе управления персоналом (УП) организации. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает эффективное управление персоналом. До недавнего времени это понятие практически отсутствовало в управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанности, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров и т.д. Но отделы кадров, как правило, имели низкий организационный статус, являлись слабыми в профессиональном отношении. Они были структурно разобщены с другими подразделениями, которые выполняли функции управления кадрами (отдел труда и заработной платы, юридический отдел и др.). И как следствие, он не являлся не методическим, не информационными, не координирующими центром кадровой работы организации.
Современным кадровым службам не достаточно только оформлять приказы и распоряжения, хранить кадровую информацию. Они постепенно должны превращаться в центры по разработке и реализации стратегии организации труда, цель которой повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программ развития кадров, обеспечение справедливой оплаты труда и т.д.
В настоящее время в условиях широкого распространения рыночной экономики основным звеном является предприятие. Именно на этом уровне создаётся нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы применения современной высокопроизводительной техники и технологий, экономичного расходования ресурсов.
В сегодняшней ситуации работникам предприятия требуются специальные знания, и несомненно выживут лишь те предприятия, которые наиболее грамотно определяют требования рынка, создадут, организуют производство продукции, пользующейся спросом, обеспечат высоким доходом своих работников.
Современный уровень развития производительных сил, характеризующийся использованием сложной и разнообразной техники и технологии производства, большими масштабами выпуска продукции, многономенклатурной кооперации, предлагает совместный труд большого количества людей. Такой труд немыслим без организации труда, выступающей как упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе. Во всех сферах человеческой деятельности и во все времена лучше организованный труд при прочих равных условиях обеспечивал достижения более высоких результатов.
Цель работы заключается в раскрытии сущности организации и управления персоналом на приборостроительных предприятиях.
Задачи исследования.
Для реализации данной цели требуется изучить:
- сущность и принципы управления предприятиями.
- особенности управления персоналом.
- общую характеристику предприятия.
- движения кадров и квалификацию персонала.
- системы и формы оплаты труда.
- разработать и обосновать комплекс рекомендаций по совершенствованию управления персоналом.
- рассчитать экономические показатели деятельности предприятия.
Информационной базой исследования являются законодательные нормативные акты РФ, уставы и нормативные документы, плановые и фактические показатели деятельности объекта исследования.
При написании работы будут использованы: экономический анализ и оценка экономической эффективности прилагаемых мероприятий.
Объектом исследования является ОАО Центральное Конструкторское Бюро Автоматика (ОАО ЦКБА).
В данной работе используется период с 2007 года по 2009 год.
Целью этого параграфа является рассмотрения сущности и принципов управления на предприятиях.
Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.
Качество эффективного управляющего:
- знание теории;
- обладание энергией, здоровой психикой;
- умение применять знания;
- желание эффективно управлять.
Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики, означает:
-ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;
-стремление к повышению эффективности производства;
-хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;
-постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
-конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;
-необходимость использования современной техники при принятии решений.
Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).
“Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе”.
“Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации”.
Особенности управленческого труда:
-Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:
организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).
- Участие в создании материальных благ не прямо, а посредственно (косвенно через труд других лиц).
-Предмет труда - информация.
-Средства труда - организационная и вычислительная техника.
-Результат труда - управленческие решения.
Управление - процесс перевода (преобразования) системы (объекта) из исходного состояния в желаемое.
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль (учет, анализ деятельности).