Исходя из анализа данных таблицы 3, объем продаж ООО «Антарес» характеризовался тенденцией роста вплоть до 2008 года, причем с 2003 года годовой объем продаж увеличился с 4,6 млн. руб. до – 91,8 млн. руб. в 2008 – почти в 20 раз, что говорит об активной маркетинговой, ценовой и сбытовой политике данного предприятия в целом.
Исследуя таблицу 4, можно изучить динамику объема продаж помесячно за последние три года деятельности ООО «Антарес». Анализ данной таблицы также выделяет 2008-год как самый прибыльный, не только по годовому, но и по месячному объему продаж – практически по всем месяцам данный год лидирует на более высоком уровне прибыли по сравнению с другими. Отдельно важно выделить сентябрь как самый продаваемый месяц за последние три года деятельности предприятия: если в 2007 году в сентябре фирма совершила продажи на сумму 8, 5 млн. руб., то в 2008-м году объем продаж увеличился на целых 2,2 млн. руб., что составило 10,7 миллионов рублей; в 2009-м году – объем продаж практически опустился до уровня 2007-го года и составил 8,3 млн. руб.
Исследуем динамику объема продаж ООО «Антарес» поквартально.
Таблица 5
Объемы продаж за 2007-2009г.г. (в млн. руб.)[19]
2007 |
2008 |
2009 | |
1 кв. |
8,5 |
13,3 |
7,4 |
2 кв. |
19,6 |
25,4 |
11,5 |
3 кв. |
13,7 |
34,1 |
21,0 |
4 кв. |
22,0 |
18,4 |
13,2 |
Итак, анализ динамики объемов продаж данного предприятия по кварталам 2007-2009г.г. показала высокий уровень прибыли каждый год – в разные квартала: в 2007-м наблюдает пик продаж в 4-м квартале (окт., нояб., дек.); в 2008 и в 2009 – в третьем квартале (июль, авг., сентябрь) (см. рис. 4).
В целом важно выделить 2008-й год как самый прибыльный в общей деятельность данного предприятия за 2003-2009г.г. Однако, последний квартал 2008-го года иллюстрирует значительное «падение» объема продаж, в особенности, по сравнению с предыдущим 2007-м годом, с 22 млн. руб. – 18,4 млн. руб. Данное снижение общих объемов продаж (также – в 2009 году) можно объяснить негативными последствиями финансового кризиса, начало и развитие которого как раз прослеживается в последнем квартале 2008 г. – и в первых двух кварталах 2009 года.
Рис. 4. Динамика объемов продаж ООО «Антарес» за 2007-2009г.г. (в млн. руб.)[20].
Важно рассмотреть другие, не менее важные экономические показатели, изучив которые, мы постепенно подойдем к исследованию конкурентоспособности продукции ООО «Антарес».
1) Среднесписочная численность работников предприятия: 2007 – 14; 2008 – 11; 2009 – 9; 2010 – 13 сотрудников (см. рис. 5).
Рис. 5. Среднесписочная численность работников ООО «Антарес» за 2007-2010г.г.[21]
2) Общая прибыль предприятия за 2003-2009г.г.
Рис. 6. Динамика прибыли предприятия за 2003-2009г.г. (в тыс. руб.)[22].
3) Рентабельность ООО «Антарес» находится на положительной тенденции своего развития, серьезных отклонений от среднего значения нет, о чем свидетельствуют следующие цифры: 2007г. – 0,94; 2008г. – 0,95; 2009г. – 0,93.
4) Средняя заработная плата на 1-го сотрудника за 2007-2009г.г. по предприятию: в 2007-м году составила 13 тыс. руб.; в 2008 – 15 тыс. руб., 2009 – наблюдается значительное увеличение показателя - до 34 тыс. руб, что говорит о положительных тенденциях деятельности ООО «Антарес» в целом, с одной стороны, и о внимательном отношении и активных вкладах в трудовые ресурсы предприятия, с другой.
Важно в целом отметить, что наряду с прибылью от реализации в финансовой отчетности непосредственно приводятся значения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, прибыли отчетного периода, перераспределяемой прибыли.
Как уже было упомянуто, результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности, среди которых основными являются показатели рентабельности текущей деятельности и показатели рентабельности, результативности использования ресурсов предприятия. Очень важно отметить, что некоторые инвесторы учитывают показатели рентабельности как наиболее значительные при рассмотрении решений по вложениям капитала, как имеющие даже большее значение, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Если в течение нескольких лет показатели рентабельности улучшаются, это свидетельствует об эффективности управления, способности предприятия получать прибыль в настоящем и будущем. На практике широкое использование имеют показатели рентабельности производства и продукции, рассчитываемые по чистой прибыли. Популярность этих показателей объясняется тем, что чистая прибыль является тем финансовым результатом, который наряду с амортизацией составляет собственные средства предприятия и который может сравнительно свободно использоваться им для реализации своей политики социально-экономического развития, дивидендной политики и т. п.
Для наиболее объективной оценки финансового состояния организации необходимо учитывать весь комплекс вышеперечисленных показателей.
Глобальная цель маркетинговой деятельности ООО «Антарес» заключается в обеспечении клиентов, организаций, дилеров высококачественным оборудованием для автономных систем отопления и водоснабжения; максимальным образом удовлетворяющих многогранные потребности данных клиентов посредством получения прибыли от незапрещенной законом деятельности по оптовой продаже (оборудования).
Важно отметить, что ООО «Антарес» ставит перед собой следующие основные задачи маркетинга:
1) Сформировать и, по возможности, совершенствовать перспективную схему налаживания деловых связей;
2) Организация и ведение оптимальной ценовой политики по всем видам продаваемого оборудования и по всему перечню услуг.
3) В долгосрочной перспективе - расширение спектра своей деятельности.
4) Снижение рисков в своей деятельности.
5) Применение методов стимулирования продаж с целью привлечения новых клиентов, дилеров, покупателей.
6) Активное завоевание большей доли рынка - среднесрочной и долгосрочной перспективах деятельности.