2) Маркетинг и ценовая политика. Стратегия маркетинга является составной частью всего управления хозяйственной деятельностью предприятия. Ценообразование в организации строится по принципам:
А) По степени изменения цены: ООО «Антарес» применяет стратегию стабильных цен. Типичные условия применения: покупатель — постоянный и солидный, несколько консервативный клиент, для которого важно постоянство цен; товар — престижный, дорогостоящий; фирма — работает в отрасли, в которой традиционно считаются «неприличными» частые и резкие скачки цен. Преимущество стратегии — высокая относительная прибыль (с единицы товара). Недостаток стратегии — фирма должна иметь постоянный резерв для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества[26].
Б) По степени дифференциации товаров и потребительских цен: предприятие пользуется стратегией дифференциации цен на взаимосвязанные товары. Такая ценовая стратегия ООО «Антарес» подразумевает использование широкого спектра цен на субституты, дополняющие и комплектующие товары. Маркетинговой целью данной стратегии предприятия является побуждение покупателей к потреблению. Типичные условия применения стратегии: покупатель — фирма со средними или высокими доходами; товар — взаимосвязанные товары массового потребления; предприятие («Антарес») — работающее с широким спектром товаров. Преимуществом стратегии является возможность оптимизации продуктового портфеля.
В) Также ООО «Антарес», как это было показано в таблице 6, активно исследует цены конкурентов, и иногда, в периоды низкого спроса на продукт, для привлечения большего количества клиентов, использует стратегию ценовой дискриминации по принципу «ниже чем у конкурентов».
Г) Поскольку основной вид деятельности ООО «Антарес» - это оптовая торговля, то цены, покрывающие все издержки, в среднем на типовой продукт - на 3-5% меньше, чем цены конкурентов. Предприятие увеличивает объем прибыли за счет увеличения объема реализации.
Важной составной частью в рамках исследования данного пункта должно быть изучение ценовой политики данного предприятия и его основных конкурентов по основной группе продукции (см. табл. 7).
Таблица 7
Ценовая политика ООО «Антарес» и основных конкурентов предприятия
Конкуренты/ Товар (Цены руб.) |
ООО «Тайм» |
ООО «Симеон Инжиниринг» |
ООО «Акватория тепла» |
ООО «КОН» |
ООО «Антарес» |
1.Газовый стационарный котел Ferroli Pegasus F1 23 |
33 250 |
32 750 |
34 100 |
32 000 |
32 250 |
2.Газовый настенный котел Ferroli DOMICOM-PACT C30 E |
24 500 |
24 750 |
25 100 |
23 150 |
23 500 |
3.Газовый настенный котел Vaillant atmoTEC pro VUW 240-3 |
28 790 |
28 950 |
29 300 |
27 450 |
27 800 |
4.Газовый стационарный котел Viessmann VITOGAS 100F 29 Vitotr. |
60 450 |
60 850 |
61 100 |
59 600 |
59 500 |
5.Твердотоплив-ный котел Dakon DOR 12 (12 кВт) |
29 800 |
30 150 |
30 720 |
30 200 |
28 900 |
6.Твердотоплив-ный котел Roca P30-4 (15,3 кВт) |
42 320 |
42 100 |
42 850 |
41 750 |
41 520 |
7.Твердотоплив-ный котел Lamborghini WBL 4 (18 кВт) |
44 600 |
44 730 |
45 000 |
44 000 |
43 850 |
По итогам исследования ценовой политики ООО «Антарес» и ее конкурентов важно сделать следующие основные выводы:
- самые высокие цены на рассмотренные товары наблюдаются у ООО «Акватория тепла», в среднем разрыв в ценах выглядит следующим образом: минимальный отрыв – 1250 руб., максимальный – превышения цены у «Акватория тепла» на Газовый стационарный котел Ferroli Pegasus F1 23 на 1850 руб. (актуально только для рассматриваемых товаров);
- конкурент, опережающий ООО «Антарес» по наиболее выгодным, то есть – по более низким ценам – это ООО «КОН», однако ценовая политика данного конкурента также является не идеально конкурентоспособной, так как у ООО «Антарес» наблюдаются все же преимущества в ценовых предложениях на следующие товары: газовый стационарный котел Viessmann, твердотопливный котел Dakon, твердотопливный котел Roca, твердотопливный котел Lamborghini;
- серединную позицию между конкурентами ООО «Антарес» по ценовой политике занимает ООО «Симеон Инжиниринг», однако цены данного предприятия («Антарес») в общем целом, являются наиболее выгодными по сравнению со всеми вышеобозначенными в таблице 7, конкурентами.
Следовательно, по итогам исследования данного пункта, важно выделить рациональную ценовую политику для предприятия и выгодную для основных клиентов ООО «Антарес» в сравнении с ООО «Симеон Инжиниринг», ООО «КОН», ООО «Акватория тепла». А это фактор является очень важным в исследовании и описании общей картины конкурентоспособности продукции рассматриваемого нами предприятия.
3) Исследование внутренней среды ООО «Антарес». Для успешного планирования руководство предприятия стремится иметь максимально возможное полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках фирмы. Директор ООО «Антарес», обращая внимание на то, что истоки большинства проблем в организации кроются в человеческих ресурсах, старается по мере возможности исследовать динамику развития культуры, отношений между сотрудниками, а также их профессионализм и творческое, личностное развитие[27]. Культура предприятия (атмосфера или климат в организации) используется директором для стимулирования определенных типов поведения у менеджеров по продажам, по рекламе. Имидж ООО «Антарес» создается с помощью менеджеров по рекламе, клиентов и общественного мнения. Культура и образ предприятия подкрепляются или ослабевают под действием репутации компании.