7) Преодоление негативных последствий финансового кризиса 2008-2009г.г. и, соответственно, поднятие уровня прибыли в 2010-2011 г.г. (как минимум до уровня 2008 года, как максимум на 45-50 млн. руб.).
8) Повышение конкурентоспособности продукции и самого предприятия в целом[23].
В виду специфики деятельности ООО «Антарес» - по оптовой торговле, в организации нет специализированного отдела маркетинга, однако существующий отдел продаж и рекламный отдел весьма эффективно осуществляют основные мероприятия в рамках маркетинговой и сбытовой деятельности уже на протяжении 6-ти лет.
Контроль и координация общих направлений маркетинговой деятельности осуществляют генеральный директор и финансовый директор ООО «Антарес». За разработку, корректировку и отчетность по маркетингу отвечают начальник отдела продаж и финансовый директор предприятия.
В целом, специфика деятельности оптовой организации отражает объективную потребность во всестороннем развитии маркетинговой деятельности, что является необходимым условием для увеличения клиентов и повышения прибыли ООО «Антарес».
Выделим и охарактеризуем основные направлениям маркетинговой деятельности предприятия:
1) Маркетинговые исследования: анализ внешней среды. Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий).
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается ООО «Антарес», можно выделить в семь областей: экономические факторы; политические факторы; рыночные факторы (к примеру, доходы и потребности клиентов); технологические факторы; (проводится анализ технологической среды, который может учитывать изменения в технологии производства); факторы конкуренции (конкурентная борьба, достижения и провалы фирм-конкурентов и др.).
Важно отметить, что ООО «Антарес» по мере своих возможностей старается своевременно исследовать действия своих конкурентов по следующим направлениям: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов[24]. В современных условиях развития отечественной экономики и при учете динамики оптовой торговли в профессиональной сфере деятельности предприятия, на рынке стало появляться все большее количество новых оптовых организаций, что приводит к жесткой конкуренции, что напрямую отражается и на деятельности ООО «Антарес». Итак, анализ внешней среды позволяет данному предприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде (см. табл. 6).
Как уже было отмечено, в основе маркетинговой деятельности в настоящий момент прослеживается активное сотрудничество персонала ООО «Антарес» более чем с 30-50 городами РФ. К тому же, на сегодняшний день клиентами-покупателями являются около 250 фирм по территории России.
Важно отдельно выделить основных, так сказать, постоянных и надежных клиентов-покупателей оборудования ООО «Антарес» (по данным предприятия за 2007-2010г.г.)[25]:
- ИП Ананьин М.М.– г. Москва
- ИП Аполлонов А.Н. – г. Сочи
- ООО «Гидросеть»
- ООО «Комфорт Эко»
- ООО «МПО» - г. Набережные Челны
- ИП Новрадов М.В. (Пятигорск)
- ООО «ОВК Цимер» (Люберцы)
- ООО «Сокротерм»
- ООО «Теплогид»
- ООО «Термо-Мир»
- ИП Чесноков А.П.
- ООО «ЮгСервис» (Ростовская обл.)
- Урал-Экспорт
- Другие фирмы по городам: Иркутск, Томск, Омск, Хабаровск, Уфа, Ижевск, Новосибирск, Челябинск.
Таблица 6
Исследование действий основных конкурентов ООО «Антарес»
Конкуренты/ исследуемые вопросы деятельности |
ООО «Тайм» |
ООО «Симеон Инжиниринг» |
ООО «Акватория тепла» |
ООО «КОН» |
1)Текущая стратегия деятельности |
Широкой минимизации издержек |
Широкой дифференциации |
Сфокусированной дифференциации |
Оптимальных издержек |
2)Основные потенциальные цели деятельности (в долгосрочной перспективе) |
А)Расширение доли рынка на 3-5% Б)Расширение ассортимента продукции В)Увеличение прибыли |
А)Развитие более широкой клиентской базы Б)Поиск новых, более выгодных поставщиков продукции – на два будущих года деят-и В)Увеличение прибыли |
А)Обновление товарного ассортимента Б)Повышение конкуренто-способности на выбранных сегментах В)Формирование и развитие благоприятного имиджа в сфере профессио-нальной деят-и |
А)Обновление стратегии дея-тельности Б)Работа по увеличению клиентской базы на текущий год 3)Увеличение прибыли в краткосрочной перспетиве |
3)Примерные объемы продаж за 2008-2009г. (в млн. руб.) |
87,5 49,1 |
93,1 56,1 |
72,8 41,4 |
69,7 35,2 |
4)Приблизительное кол-во фирм – покупателей (на 2007-2010) |
186 |
199 |
267 |
136 |
5)Стратегия ценообразования |
а)«стабильные цены»; б)«дифференциация цен на взаимосвязанные товары»; |
а)«скользящей падающей цены»; б)«ценовых линий» |
а)«стабильные цены»; б)«ценовых линий» |
а)«стабильные цены»; б)«дифферен-циация цен на взаимосвязанные товары»; |
6)Ценовая политика по конкретному оборудованию – газовый стационарный котел Vaillant atmoVIT VK INT 164/8E (8,6/15.8 кВт) в тыс. руб. |
70, 05 |
67, 90 |
72, 01 |
70,01 |
7)Возможности, условия гарантийного обслуживания |
А)общая гарантия - 2 года Б)гарантийное обслуживание бесплатное – на 2, 5 г. В)возможность возврата оборудования в случае производст-венного брака – 1,5 недели |
А)общая гарантия – 1,5 года Б)гарантийное обслуживание бесплатное – на 1, 5 В)возможность возврата оборудования в случае производст-венного брака – 2 недели |
А)общая гарантия – 1,5 года Б)гарантийное обслуживание бесплатное – на 1 год В)возможность возврата оборудования в случае производст-венного брака – 2 недели |
А)общая гарантия – 2,5 года Б)гарантийное обслуживание бесплатное – на 2 год В)возможность возврата оборудования в случае производст-венного брака – 2,5 недели |
8)Условия оплаты а)форма оплаты б)выдача документации в)валюта расчета |
а)нал., безнал б)инструкции на русс.,англ.; товарно-кассовые док-ты; гарантийные талоны в)рубли |
а)нал., безнал. б)инструкции на русс., товарно-кассовые док-ты; гарантийные талоны в)рубли, евро |
а)нал. б)инструкции на русс.,англ.; товарно-кассовые док-ты; гарантийные талоны в)рубли, долл |
а)нал., безнал. б)инструкции на русс.,англ.; товарно-кассовые док-ты; гарантийные талоны в)руб. |