Поэтому в дипломном проекте в качестве одного из направлений выбора стратегии предприятия нами будет анализироваться существующее бизнес-планирование , его достоинства, недостатки и перспективы развития.
В настоящее время в Украине бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных . Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений.
Бизнес – план сегодня – не просто модное слово. Это официальный документ , который является одним из основных инструментов по добыванию денег. В западных деловых кругах этот документ иногда просто называют - «сделка».
Бизнес – план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики , где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес – план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы , с которыми оно может столкнуться , а также определяет способы решения этих проблем.
Основные рекомендации в подготовке бизнес – плана – это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес – план должен быть понятен широкому кругу людей , а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным , лаконичным, пробуждать интерес у партнера.
Важное значение имеет структура бизнес – плана, который представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес – планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно : краткое содержание (резюме), характеристика отрасли , описание компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, организационный , производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисов и страхование. Такая структура бизнес – плана сформировалась в процессе многолетней практики их применения за рубежом и на настоящий момент считается оптимальной.
Вопросам разработки бизнес – планов посвящено большое количество зарубежной и отечественной литературы, однако , это не означает , что существуют единые ,жестко установленные стандарты. Выполняя процедуры планирования, специалист оперирует набором «сухих» данных , однако сам процесс планирования – описание пути превращения идеи в осязаемую реальность, требует наряду с высокой компетенцией , творческих способностей и в первую очередь потому , что каждый проект своем роде уникален. Другими словами , бизнес - план скорее произведение искусства. Несмотря на то , что творческое начало действительно является важным для процесса планирования , существуют основные принципы , которые являются довольно общими для разработчиков бизнес планов независимо от страны и отрасли экономики , и в соответствии с которыми определяется структура бизнес – плана.
На Харьковском тракторном заводе уже 6 лет занимаются бизнес – планированием в отличие от существовавшей ранее командно – административной системы. Поэтому основной целью специального анализа будет изучение существующей системы бизнес – планирования на предприятии , его структуры и содержания.
I РЕЗЮМЕ
В 2001 году ОАО «ХТЗ» намечено выпустить товарной продукции на сумму 356 000 тыс. грн., в том числе тракторов различных модификаций класса 3 – 4 т.е. и тракторов малой мощности 3000 шт., запчастей к ним на 45 000 грн., кооперированных поставок на 16 000 тыс. грн., ТНП – на 1500 тыс. грн.
Плановый объем товарной продукции превышает отчет 2000 г. в 1.5 раза по тракторам всех модификаций – в 1.54 раза , запчастям – в 1.31 раза по кооперации – в 1.14 раза , ТНП – в 1.03 раза.
В общем объеме выпускаемой продукции основная номенклатура – тракторы и запчасти к ним – составляют 94,0 %.
Выпуск тракторов в 2001 году обеспечивает потребность рынка на 15 – 20 %.
Выпускаемая продукция имеет гарантийный срок обслуживания – 1 год.
Для оперативного восстановления вышедших из строя тракторов , находящихся на гарантии , предприятие имеет опорные базы на Украине, в России и Белоруссии.
Характеристика выпускаемой продукции, рынков сбыта , конкурентов приведена в разделе II.
В 2001 году поставка продукции по основным регионам сбыта распределяется следующим образом : Украина – 89,3 %, страны СНГ – 7,4 %, дальнее зарубежье – 3,3%.
Запланированный выпуск товарной продукции в 2001 году обеспечит увеличение загрузки мощностей завода в 1.6 раза по сравнению с 2000 годом.
В 2001 г. намечено увеличить в 3 раза , к уровню 2000 года, выпуск новых тракторов ХТЗ – 17021, оснащенных двигателем BF16М1013Е немецкой фирмы «Дойц АГ» и каркасной кабиной.
Для производства продукции в объеме 356 000 тыс грн. необходимы следующие ресурсы:
- материалы 39132 тыс. грн.
- покупные изделия 166176 тыс. .грн.
- энергоресурсы 40180 тыс.грн.
- численность ППП 11685 чел.
- фонд оплаты труда 28453 тыс.грн.
Расчетная рентабельность товарной продукции составит 7,7 %. Объем реализуемой продукции запланирован в размере 356000 грн, балансовая прибыль – 24250 тыс.грн.
В распоряжении предприятия остается прибыль (после погашения части перерасхода предыдущих лет) в сумме 21300 тыс.грн. Эта прибыль обеспечивает потребности завода на 72 %.
Выручка от реализации с НДС в 2000 году планируется в сумме 424926 тыс.грн., в том числе 39,3 % реализации предполагается осуществить по бартеру и взаимозачету.
Затраты на производство продукции с НДС 376250 тыс. грн. Сумма налогов из всех источников составляет всего 39009 тыс.грн., в том числе :
- НДС 24426 тыс.грн.
- налог на прибыль тыс.грн.
- налог на землю 2950 тыс. грн.
-другие налоги и отчисления, вклю-
чаемые в себестоимость продукции 9933 тыс.грн.
- отчисления 10 % амортфонда 1700 тыс.грн.
В распоряжение предприятия остается 21300 тыс. грн. прибыли. Из амортфонда планируется использовать 2853 тыс.грн на приобретение основных фондов.
Остаток денежных средств на 1.01.2002 г. составит 25065 тыс грн., в том числе амортфонд – 25065 тыс.грн.
Таблица 3.1 – Расчет движения денежных средств на 2001 год
Наименование | Сумма, тыс.грн | |
1 | Остаток средств на 1.01.2001 г (амортизация) | 12618 |
2 | Поступление средств от реализации продукции с НДС Всего В том числе : 2.1 промышленности из нее на внутреннем рынке на внешнем рынке 2.2 торговли Из общей суммы поступлений НДС | 424926 424850 413100 11750 76 68850 |
3 | Эксплуатационные расходы всего ( с НДС): В том числе: 3.1 по продукции промышленности из нее сырье и материалы комплектующие в т.ч. фирмы «Дойц» энергоуслуги зарплата с начислениями прочие денежные расходы 3.2 по торговле из общей суммы НДС | 349317 347981 46958 203845 76746 42806 29406 14966 1336 44424 |
4 | Налоги и отчисления всего В том числе: НДС Налог на прибыль Налог на землю Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции Отчисления 10 % от амортфонда | 39009 24426 - 2950 9933 1700 |
5 | Остаток средств к распределению всего (стр.1 + стр.2 – стр.3 – стр.4): В том числе : Прибыли Амортфонда | 49218
21300 27918 |
6 | Расходованиек средств всего : В том числе Прибыли амортфонда | 24153 21300 2853 |
7 | Остаток средств на 1.01.2001 г. всего ( стр.5 – стр.6) : В том числе Прибыли Амортфонда | 25065 - 25065 |