Как показывает практика, нередко проект организационных изменений встречает сопротивление, и для того чтобы она была успешной, необходимо управлять всеми процессами изменений. Решается вопрос о том, как наиболее конструктивно осуществлять связь с собственниками, разрабатывается методика оценки степени заинтересованности всех участников проекта и методы вмешательства в случае, если отсутствует готовность участвовать в реорганизационном процессе. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления.
В табл. 1.1 показаны методы, используемые при осуществлении первого этапа реорганизационных мероприятий.
Таблица 1.1. Методы управления на этапе подготовки организационных изменений.
Задачи | Используемые методы |
Выявление необходимости организационных изменений. |
Анализ изменений — рыночных, технологических, окружающей среды. |
Обеспечение согласия в руководящем звене. |
Обсуждения, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки. Определение целей. |
Обучение группы по организационным изменениям. |
Формирование группы. Создание системы мотиваций и заинтересованности. |
Планирование организационных изменений. |
Создание системы управления изменениями. Проектное управление. |
Этап второй: сбор информации и определение проблем.
Задача данного этапа — выявление продуктов и услуг, ориентированных на потребителя. С этой целью выявляются клиенты, их долгосрочные и текущие потребности; определяются мероприятия, необходимые для успешного выполнения поставленной цели; намечаются виды деятельности. Составляются действующие и перспективные структурные схемы организации, уточняются требуемые ресурсы, объемы и периодичность выпуска продукции и оказания услуг; проводится систематизация процессов организационных изменений.
Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе:
1. Каковы главные процессы в деятельности организации?
2. Как эти процессы соотносятся с интересами потребителей и поставщиков?
3. Каковы стратегические процессы организации?
4. Какие процессы должны быть реорганизованы в течение квартала, одного года, свыше одного года?
Принципиально важно тщательно выявить и учесть запросы и пожелания потребителей, запланировать мероприятия, необходимые для выполнения их требований. И главное — обосновать целесообразность конкретных организационных изменений, непосредственно ориентированных на удовлетворение потребительского спроса.
Это касается не только внутренней структуры предприятия, но и обеспечения эффективных и безотказных каналов связи и взаимодействия с поставщиками и потребителями.
Решается также задача моделирования каждого процесса и выявления последствий изменений, определения факторов, способных помешать успешной работе, а также затрат и ожидаемых результатов. Речь идет о том, чтобы ориентировать группу по организационным изменениям на то, чтобы она уделяла внимание в равной мере как намечаемым процессам, так и выполняемым функциям. Должны определяться расходы по каждому виду деятельности, объемы и периодичность операций. Полученная информация используется для ориентировочных расчетов годовых затрат по всем операциям в отдельности и процессу в целом, удельные издержки.
Необходимо взвесить каждый процесс с позиций его воздействия на поставленную цель. Выявляются приоритеты и рассчитывается необходимость в потребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многосторонний подход, учитывающий время, затраты, трудности и риски в ходе реорганизационных процессов. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждого организационного решения.
В табл. 1.2 показаны методы, используемые при осуществлении второго этапа мероприятий по комплексным организационным изменениям.
Таблица 1.2.
Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем.
Задачи | Используемые методы |
Выявление текущих и перспективных интересов потребителей. |
Моделирование поведения потребителей |
Планирование и измерение необходимых мероприятий. |
Метод измерений и оценок. Анализ временных циклов. |
Выбор субъектов и объектов. |
Моделирование процессов. |
Разработка модели текущего состояния организации. |
Моделирование процессов. |
Выявление видов деятельности организации. |
Моделирование процессов. Стоимостный анализ. |
Модель расширения границ развития с ориентацией на процессы фирм-потребителей. |
Моделирование процессов. Интеграция с поставщиками и программирование партнерства. |
Составление структурной схемы организации. |
Моделирование процесса. Анализ производственного процесса. Составление организационной схемы. |
Карта ресурсов. |
Учет затрат по видам деятельности. |
Выявление приоритетных процессов. |
Анализ эффективности процесса. |
Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем.
Цель этого этапа — разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационные потоки. Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечаемые изменения.
На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы:
1. Каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом организационных изменений? В каком порядке они исполняются?
2. Как совершается движение ресурсов, информации и операционного потока по всему ходу процесса?