По хронологическому признаку исследуемого периода в жизни объекта можно выделить три основных режима диагностики:
- Ретроспективный анализ объекта;
- Оперативная диагностика объекта;
- Мониторинговое наблюдение за объектом.
Ретроспективный анализ предполагает выявление закономерностей развития объекта за предшествующий период времени. Ориентирован на выявление «критических» временных точек в развитии объекта. В информационной диагностике целесообразен обратно хронологический сбор источников информации об объекте, позволяющий прервать процесс накопления информационного массива при получении достаточных сведений о нем. Используя совокупность процедур информационного моделирования объекта ( поиск, отбор, аналитико-синтетическая обработка и систематизация документов) с заданными критериями подобия на хронологической шкале, аналитик может варьировать набор конкретных методических процедур с учетом специфики диагностируемого объекта и его документального шлейфа. В технологическую цепочку ретроанализа легко вкладываются процессы создания ретрорубрикатора, хронособытийная и хронолингвистическая шкалы, являющиеся основным методическим средством диагностики объектов.
Для сложных социальных объектов уместно использовать менее жесткие приемы формализации данных – типологические ряды, номинативные шкалы.
В зависимости от величины анализируемого периода могут использоваться методические подходы, существенно различающиеся по стратегии сбора и доле анализируемой информации:
Равномерный точечный прием предполагает фиксацию индикаторов в определенных временных точках на шкале – через десятилетие, пятилетие, ежегодно. Для ретроанализа динамики цен на товары и архива биржевых котировок акций выбирается ежемесячный, еженедельный, ежедневный и даже почасовой «тик». На результаты диагностики весьма повлияют «пробелы» – отсутствие информации об объекте в заданных точках.
Капельный метод целесообразен при диагностике стохастических процессов, а также при углубленном ретроанализе объекта в критических точках его развития. Избирательно фиксируется информация об объекте в любом месте хронологической шкалы, сравнивается с предыдущей «каплей» информации до относительно стабильного состояния объекта, которое и принимается за исходное.
Пошаговый метод – длительность «шага» в развитии объекта выявляется эмпирически в обратной или прямой хронологии анализа информации. В отличие от предыдущих подходов, он предполагает неравный по времени, но планомерный по всей шкале ретроанализ объекта.
В результате ретроанализа информационный аналитик имеет в своем распоряжении материал для выделения этапов развития объекта, их сводной характеристики, выделения тенденций развития объекта за анализируемый период времени, а при использовании методов информационного прогнозирования может вычленять и перспективные направления его дальнейшего существования в определенных условиях.
Оперативная диагностика – экспресс-анализ состояния объекта в определенный момент развития. Может реализовываться в любой хронологической точке, но ориентирован, как правило, на оценку современного состояния объекта.
Мониторинговый анализ – непрерывное наблюдение за развитием объекта с определенными временными интервалами в фиксированном информационном поле по заданным индикаторам. Именно мониторинговый режим предоставляет реальную
Среди современных предпринимателей Запада бытует мнение, что, используя всего 5 основных правил, можно добиться значительных успехов в бизнесе.
К ним относят:
1.Разведку.
2.Профессионализм в установлении контактов.
3.Квалификацию (которая выявляется, прежде всего, в том, чтобы тратить время только с нужными людьми).
4.Умение преодолевать препятствия.
5.Умение завершать сделку.
Итак, на первое место ставят разведку.
Тем средством, с помощью которого разведка оказывает влияние на проведение и разработку политики любой фирмы и обеспечение ее
безопасности, является информация, представляемая своевременно в устной или письменной форме руководству фирмы.
Какая же нужна руководству фирмы информация? Кто и как должен ее готовить? Разведка в бизнесе относится к данным об окружающей среде и конкурентах, анализируемым с целью использовать их в конкретной ситуации.
Ни отдельное лицо, ни организация не могут эффективно действовать в условиях конкуренции без глубокого понимания этой среды или не располагая новейшей информацией о том, что в ней происходит. Вид нужной информации зависит от вида компании (фирмы), ее конкурентной среды и многих других характеристик самой фирмы и ее окружения.
Потребность в информации варьируется в зависимости от осуществляемой или планируемой деятельности. Компания может иметь долгосрочные (стратегические) планы, тактические или краткосрочные, планы и текущие операции; все они требуют хорошо выверенной информации.
В широкой печати иногда пытались обрисовать деловую разведку о конкурентах, как «шпионаж». Возможно, до некоторой степени это действительно так. Однако следует отметить, что сегодня подавляющая масса деловой информации может быть получена из этичных источников. Список того, что хотела бы знать о конкуренте деловая фирма, может быть бесконечным. Примерный перечень требующейся информации может служить иллюстрацией полезности разведки. Подробности могут меняться от компании к компании, но есть основные элементы, необходимые для большинства из них.
Информация о рынке:
1.Цены, скидки, условия договоров, спецификации продукта.
2.Объем, история, тенденции и прогноз для данного продукта.
3.Доля на рынке и тенденции ее изменения.
4.Рыночная политика и планы.
5.Отношения с потребителями и репутация.
6.Численность и размещение торговых агентов.
7.Каналы, политика и методы сбыта.
8.Программа рекламы.
Информация о производстве и продукции:
1.Оценка качества и эффективности.
2.Номенклатура изделий.
3.Технология и оборудование.
4.Уровень издержек.
5.Производственные мощности.
6.Размещение и размер производственных подразделений и складов.
7.Способ упаковки.
8.Доставка.
9.Возможночти проведения НИР.
Информация об организационных особенностях и финансах:
1.Определение лиц, принимающих ключевые решения.
2.Философия лиц, принимающих ключевые решения.
3.Финансовые условия и перспективы.
4.Программы расширения и приобретений.
5.Главные проблемы/возможности.
6.Программы НИР.
Подобный список может создавать неверное впечатление, что разведка против конкурентов - скорее набор данных, чем информация. На самом деле значение такой разведки воплощено в основных элементах поведения конкурента. Какая же информация должна быть продуктом деятельности информационного подразделения фирмы?
К такой информации относятся осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных и истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи текущей политики фирмы. Такой подход подчеркивает разницу между «сырыми» материалами и окончательной продукцией информационно - аналитической работы.