Внешними источниками являются данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН), законы, указы, постановления государственных органов, выступления государственных, политических и общественных деятелей, данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований и т.п.
Если об этом говорить более конкретно, то здесь в первую очередь следует выделить: статистические ежегодники, каталоги различных фирм, годовые финансовые отчеты фирм, информация отраслей, бирж, банков, таблицы курсов акций, судебные решения.
Кардинальные изменения в экономике страны 90-х годов существенно повлияли на развитие и использование ее документальных потоков. Документальный поток стал мобильно отвечать на текущий спрос в области экономического знания, но вместе с тем возросла степень его хаотичности – дублирования, фрагментарности и рассеивания полезной информации.
Одновременно в потоке формируются новые подструктуры, вводятся новые каналы доведения и средства хранения больших массивов значимой для экономистов информации – сетевой доступ к удаленным источникам данных, электронные версии изданий, компактные оптические диски (CD-ROM, DVD-ROM), полнотекстовые базы данных с гипертекстовой технологией и др.
В мире все шире распространяется тенденция комплексного представления информации об экономических объектах. Как правило, основу базы данных составляют полные тексты и рефераты публикаций из периодики, полные тексты других материалов открытой печати. В результате в рамках одной программной оболочки аккумулируются полнотекстовые, библиографические, фактографические и прогнозно-аналитические ресурсы экономики. Наиболее известной из них является база данных PROMT. В России комплексные БД создаются в отдельных информационных фирмах. Примером может быть БД о Северо-Западном регионе России компании «Nsинформ+».
В целом развитие средств связи, формирование глобальных компьютерных сетей привели к появлению целой группы источников оперативной информации об экономической жизни в стране и в мире.
Значительный поток информации распространяется только через компьютерные сети без выхода печатного аналога их текстов.
Интенсивно наращивалась в этот период авторская, организационно-фирменная структура потока. Круг создателей новой информации расширился: кроме академических и отраслевых научных учреждений и вузов, профессионально-значимые источники информации формируют органы управления государством и регионами, редакции газет и журналов (деловые новости, фактографическая, аналитическая информация), специализированные информационные службы (библиографическая, фактографическая, аналитическая информация конъюнктурного характера и др.), коммерческие фирмы (отчетно-финансовая, кредитная информация), ассоциации и союзы, независимые аналитические центры, унитарные предприятия, организации непроизводственной сферы.
В 90-е годы созданы и активно работают: агентство деловой информации «Бизнес-карта», агентство «Бизнес-информ». Их основной профиль – многотомные товарно-фирменные справочники. Издательский дом «Инфра-М», «Приор», издающие организации «Дело», «Центр», пополняют документальный поток нормативно-правовой, учебной и профессиональной литературой.
Т.о. вторичные данные в России можно получить из таких информационных источников, как:
- изданий общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», периодические печатные издания «Коммерсант», «Финансовые известия», журналы «Бизнес», «Эко» и др.)
- периодических печатных изданий торгового характера (Экстра-М», «Из рук в руки», «Центр плюс» и др.)
- ежедневных газет
- газет бесплатных объявлений
- электронных средств массовой информации (телевидение, радио)
- публикаций Торгово-промышленной палаты
- информационно-аналитических бюллетеней (различных исследовательских центров, правительственных организаций)
- публикации внешторговых организаций
- специальных книг и журналов
- публикаций международных консалтинговых фирм типа «Бизнес Интернэшнл» и «Мак-Кинзи»
- словарей, энциклопедий
- публикаций различных общественных организаций (защиты прав потребителей, общества «зеленых» и др.)
- публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций
- наружной рекламы
С начала 90-х годов в России свыше десяти организаций предоставляют телекоммуникационные услуги для доступа к отечественным и зарубежным автоматизированным базам данных. Одной из них является СП «Совам телепорт», созданное в структуре Института автоматизированных систем, выполнявшего функции отечественного национального центра автоматизированного обмена информацией.
Кроме того, были созданы такие глобальные компьютерные телекоммуникационные сети, как Релком, Ситек, SEDAB, REMART.
Отечественная индустрия интерактивных услуг первоначально развивалась как система некоммерческих информационных ресурсов, часто объединенных в сети ЭВМ и автоматизированные базы данных по ведомственному принципу, например, информационно-вычислительные сети Госкомстата и Академии наук Российской Федерации.
Коммерческая информация, которая приобрела ключевое значение после распада административной системы, стала первой остродефицитной на российском рынке, так как сразу начала использоваться предпринимателями всех направлений в их практической деятельности.
В России важнейшим источником коммерческой информации по предприятиям всех форм собственности по-прежнему являются государственные организации, например, Госкомимущество, ГИВЦ Роскомстата с базой данных «Государственный регистр предприятий РФ», другие федеральные ведомства, их институты, а также сохранившиеся отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Некоторая часть коммерческой информации в России также обеспечивается информационными службами общественных организаций.
Основными поставщиками коммерческой информации служат информационные службы, работающие на коммерческой основе. В последнее время базы данных готовятся не непосредственно государственными организациями, а через коммерческие структуры, так как при этом государство экономит бюджетные средства, и такой подход полностью соответствует мировой практике.
Среди основных российских деловых справочников универсального назначения в печатной форме, подготавливаемых на коммерческой основе, можно назвать такие, как «Регистр РАУ-Пресс», «Бизнес карта», «Партнер», «ИнформСистема-Резерв». К сожалению, на российском рынке до сих пор представлены в основном базы данных и справочники универсального характера, общего назначения, тогда как полная информация о предприятиях определенной отрасли часто недоступна. На российском рынке мало справочников и баз данных, которые содержат детальную информацию о финансовом состоянии предприятий, их капиталах, объемах реализации в динамике.
Важными источниками деловой и коммерческой информации в печатной форме служат также информационно-коммерческие и рекламные каталоги, например, «Кто, есть кто в России» - каталог фирм, выпускаемый рекламным агентством «Бизнес-пресс».