Рисунок 1.4 Изменение «идеологии» бизнеса, моральный аспект
| |||||
1925 1950 1975 2000 Годы
Рисунок 1.5 Развитие социальной системы на предприятии
Философия производства | |
Традиционная | Ориентированная на будущее |
Разделение труда | |
По возможности более широко использовать: - простую работу по низкому тарифу - небольшие объемы работы - интенсивное взаимодействие |
По возможности как можно меньше использовать: - квалифицированную работу, выполняемую высоко квалифицированными сотрудниками - большие объемы работы - слабое взаимодействие |
Выполнение работы | |
- партиями - с последовательной организацией - «обязательство, исполняемое по месту пребывания кредитора» (с ориентацией на коэффициент использования) |
- отвечающей спросу - перекрывая друг друга - «обязательство, исполняемое по месту пребывания должника» (с ориентацией на ход процесса) |
Время исполнения | |
- минимальное на каждую рабочую операцию - максимальная производительность на каждую минуту |
- минимальное на каждый заказ - максимальная выгода за каждый отрезок времени |
Материальные и информационные потоки | |
Раздельное рассмотрение |
интеграция |
Ввиду того, что глобализация мировой экономики и глобализация всех рынков – финансовых, ресурсных, трудовых и др. – стала к концу тысячелетия одной из основных сил, трансформирующих общество, а с другой стороны, все ускоряющиеся и расширяющиеся информационные потоки формируют более требовательную к качеству и философии бизнеса среду, человечество было вынуждено пересмотреть основные идеологические подходы к ведению бизнеса (рис.1.4).
Эти же факторы привели к изменению системы ценностей в развитых обществах, возрастают требования к организации наемного труда. Труд больше не рассматривается с точки зрения гарантированности существования, а приобретает собственную ценность. Возрастающее стремление к самоопределению, к самостоятельности, к участию и общению должны учитываться в организационных структурах. Труд необходим современному человеку не только для того. чтобы занять свое время, но и для самовыражения. Он нужен ему также и для общения с окружающим миром.
В настоящее время компании находятся на пороге роста или развития, связанных с общественными переменами. Следовательно, предприятие можно рассматривать как социальное образование. Отражением структуры социальных отношений является культура бизнеса (рис.1.5).
Поскольку все больше людей стремится к самовыражению, то за счет децентрализации и самоорганизации необходимо создать им условия для того, чтобы как можно большее количество сотрудников могли проявить собственную инициативу.
Традиционные формы организации и иерархическое мышление не позволяют человеку быть полностью довольным своей позицией в бизнесе, в своей компании (табл.1.1)
Одна из известных публикаций, положившая начало систематизации подходов к трансформации компании, основанная на индуктивном методе, принадлежит Петерсу и Уотерману. В ней разработана модель «семь с» (7-S):
- структура (организация);
- стратегия;
- система;
- степень самосознания;
- специальные знания;
- стиль;
- стержневой персонал (имеется в виду его происхождение - из страны, в которой расположено предприятие, или из-за рубежа).
Проще говоря, выводится 8 элементарных «эмпирических правил»:
- клиент всегда прав;
- лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать;
- предприниматель должен быть честным;
- на сотруднике держится все;
- говорим то, что думаем и делаем то, что говорим;
- столько руководства, сколько необходимо, как можно меньше контроля.
Или:
- мы оказываем услуги - стратегический подход;
- мы постоянно обновляемся - оперативный подход.
Последний тезис можно реализовать в короткие промежутки времени (один-три года) и, благодаря этому, отодвигается критический уровень занятости, при котором деятельность предприятия остается рентабельной, в то время, как реализация первого требует, как правило, 5-10 лет.
|
|
|