Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков.
Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.
Ученичество и наставничество (коачинг) являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников - с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов.
Однако современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь - они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками и т.д.
Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенции, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места (табл.3.2).
Таблица 3.2
Методы обучения вне рабочего места
Метод |
Издержки (подготовка) |
Издержки (реализация) |
Область применения |
Лекция |
низкие |
низкие |
большой объем материала, множество концепций, большое число слушателей, ограниченные ресурсы |
Практическая ситуация |
средние |
средние |
иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив |
Деловые игры |
высокие |
высокие |
практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей |
Самообучение |
низкие-высокие |
низкие-средние |
теоретические и практические навыки, концепции |
Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может с успехом быть записана на видео и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео).
Использование практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно.
Весьма важным направлением повышения эффективности использования персонала является управление деловой карьерой сотрудников организации.
Управление карьерой сотрудников - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Осуществление этого сложного процесса мы рекомендуем проводить в соответствии с приложением 1.
Формирование кадрового резерва является способом оперативного реагирования потребности в руководителях Центра.
Работа с кадровым резервом предполагает определенные этапы:
1. Организация работы по формированию кадрового резерва.
2. Организация учета кадрового резерва.
3. Подготовка кадрового резерва.
4. Использование кадрового резерва.
На первом этапе формирования кадрового резерва в Центре необходимо с учетом перспективной численности работников определить норматив численности работников, состоящих в кадровом резерве. Указанный норматив рассчитывается по каждой группе должностей (Таблица 3.3):
Таблица 3.3 - Норматив численности работников из кадрового резерва
По данной группе должностей |
Для группы в процентах от штатной численности |
высшая группа |
30 |
главная группа |
20 |
ведущая группа |
20 |
старшая группа |
20 |
младшая группа |
10 |