Как показал проведенный анализ, в организации управления персоналом имеются достаточно серьезные проблемы, важнейшие из которых следующие:
1. Недостаточно рациональная организационная структура управления персоналом.
Анализ организационной структуры позволил выявить следующие ее недостатки:
· 1.1 Отсутствие отдела по управлению персоналом. В учреждении работает 83 человека, и эффективно управлять ими должен специализированный орган аппарата управления;
· 1.2 Значительно превышена норма управляемости у директора. В настоящее время в его непосредственном подчинении находится 13 чел. вместо 5-10 по норме;
· 1.3 Сложная система соподчинения.
2. Низкая эффективность управления персоналом.
Как показал анализ организационной структуры управления Центра, в учреждении отсутствует отдел кадров. Следовательно, можно утверждать, что не нашли решения такие важные вопросы кадровой политики, как: повышение уровня удовлетворенности сотрудников своим трудом, совершенствование использования методов управления персоналом, профессиональное развитие и обучение сотрудников и др.
Для решения выявленных в п.2.3 проблем нами предлагаются следующие пути:
1. Создание отдела кадров.
2. Повышение уровня удовлетворенности сотрудников своим трудом.
3. Совершенствование использования методов управления персоналом.
4. Профессиональное развитие и обучение сотрудников.
Рассмотрим эти предложения более подробно.
С целью совершенствования организационной структуры управления нами предлагается создать в учреждении новую службу: отдел кадров.
Созданный отдел по управлению персоналом будет включать в себя начальника отдела, специалиста по найму, отбору и профессиональному развитию и обучению сотрудников и специалиста по формированию кадрового резерва (рис.3.1).
Рисунок 3.1 - Рекомендуемая структура отдела по управлению персоналом Центра
Отдел кадров будет выполнять следующие функции:
I. Разработка концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
2. Формирование системы управления персоналом.
3. Планирование кадровой работы.
4. Разработка оперативного плана работы с персоналом.
5. Проведение маркетинга персонала.
6. Определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
7. Прием и увольнение кадров.
8. Проведение деловой оценки персонала при приеме, аттестации, подборе.
9. Профориентация и трудовая адаптация персонала.
10. Мотивация трудовой деятельности персонала и его использования.
II. Организация труда и соблюдение этики деловых отношений.
12. Управление конфликтами и стрессами.
13. Обеспечение безопасности персонала.
14. Управление нововведениями в кадровой работе.
15. Обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров.
16. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением.
17. Управление поведением персонала в организации.
18. Управление социальным развитием.
19. Информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления персоналом и др.
20. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления.
21. Оценка деятельности подразделений системы управления организации.
Второй выявленной проблемой является недостаточно эффективное управление персоналом исследуемого учреждения. Для ее решения нами предложены два пути:
1. Повышение уровня удовлетворенности сотрудников трудом.
2. Совершенствование использования методов управления персоналом. Рассматривая трудовую деятельность с точки зрения того влияния, которое она оказывает на общественную жизнь, можно выделить семь специальных функций труда: социально-экономическую (репродуктивную), продуктивную (креативную, или творческую), социально-структурирующую (интегративную), социально-контролирующую, социализирующую, социально-развивающую и социально-стратификационную (дезинтегративную).
Социально-экономическая (репродуктивная) функция заключается в воздействии субъектов труда на объекты и элементы природной среды с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества - в материальные блага и услуги. Реализация данной функции позволяет воспроизводить стандартные материальные или символические (идеальные) условия общественной жизни.
Продуктивная (креативная, творческая) функция труда состоит в той части трудовой деятельности, которая удовлетворяет потребности людей в творчестве и самовыражении. Результатом этого компонента трудовой деятельности является создание принципиально новых или неизвестных комбинаций существовавших ранее предметов и технологий.
Социально-структурирующая (интегративная) функция труда заключается в дифференциации и кооперировании усилий участвующих в трудовом процессе людей. Вследствие реализации данной функции происходит, с одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса специализированных видов труда, с другой - между этими группами устанавливаются особые социальные связи, опосредованные обменом результатами трудовой деятельности. Таким образом, две стороны труда - разделение и кооперация - порождают особую социальную структуру, соединяющую людей наряду с другими видами социальных связей.
Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд как деятельность, организованная в интересах общества, представляет собой социальный институт, т.е. сложную систему социальных отношений, регулируемых посредством ценностей, норм поведения, стандартов деятельности и санкций. Поэтому все участники трудовой деятельности находятся в сфере действия соответствующей системы социального контроля. К ней относятся, в частности, официальное трудовое законодательство, экономические и технические трудовые нормативы, уставы трудовых организаций, должностные инструкции, а также неформальные трудовые нормы, основанные на определенных ценностях и традициях, и обычаи, связанные с трудом.
Социализирующая функция трудовой деятельности проявляется на индивидуально-личностном уровне. Благодаря участию в ней существенно расширяется и обогащается состав социальных ролей, образцов поведения, социальных норм и ценностей индивидов-работников. Они становятся более активными и полноправными участниками общественной жизни. Именно благодаря трудовой деятельности большинство людей испытывают чувство социальной принадлежности и приобретают социальную идентичность.
Социально-развивающая функция труда проявляется в результатах воздействия содержания трудовой деятельности на ее субъектов (работники, трудовые коллективы, общество в целом). Возникает мотивация повышения уровня знаний и расширения круга профессиональных навыков. В итоге трудовые организации побуждаются к развитию функции обучения работников, а общество в целом - к модернизации систем передачи знаний и институтов образования.