Социально-стратификационная (дезинтегративная) функция труда является производной от социально-структурирующей. Она связана с тем, что результаты различных видов труда по-разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие - менее важными и престижными. При этом используются не только экономические критерии оценки, но и социально-культурные, что зависит от конкретных исторических обстоятельств и особенностей развития данного общества. Таким образом, трудовая деятельность вместе с доминирующей системой ценностей выполняет функцию социального ранжирования, размещая людей, занятых различными по своей общественной значимости видами труда, по рангам - ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.
Удовлетворенность трудом - это обобщенный эмпирический показатель отношения к труду. Он характеризует сознание субъектов труда и проявляется в вербальном поведении работников. Фактический уровень удовлетворенности трудом формируется под воздействием двух групп факторов. К первой группе относятся совокупные условия труда, ко второй - личностные особенности работников: их ценностные ориентации, притязания, информированность, индивидуальные оценки отдельных сторон трудовой деятельности.
Второй, рекомендуемый нами путь повышения эффективности управления персоналом - совершенствование использования методов управления персоналом.
В целях совершенствования использования административных методов управления персоналом предприятия, нами предлагается шире использовать методы организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное, регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления. Осуществив совершенствование организационной структуры управления Центра, нами предлагается разработать и внедрить на предприятии:
1) Положения о структурных подразделениях, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей;
2) штатное расписание учреждения и его структурных подразделений. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
С целью совершенствования использования организационно-методического инструктирования нами предлагается разработать в Центре:
1) должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала;
2) методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения;
3) рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указываются порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.
Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное развитие организации.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.
С целью совершенствования использования этих методов мы предлагаем использовать в Центре:
1. Социологические методы, которые играют важную роль в управлении персоналом, позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку", связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они позволят собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволит собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование позволит провести подготовку до беседы сценария (программы), затем (в ходе диалога с собеседником) получение необходимой информации.
2. Социальное планирование, которое обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.
3. Социометрические методы, которые незаменимы при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, позволят на основе анкетирования сотрудников построить матрицу предпочтительных контактов между людьми, выявить неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволит выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
4. Психологические методы, в частности, психологическое планирование, которое позволит обеспечить постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов на основе:
формирования подразделений ("команд") с учетом психологического соответствия сотрудников;
создания комфортного психологического климата в коллективе;
формирования личной мотивации людей исходя из философии организации;
минимизации психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
разработки служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
роста интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;
формирования корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников [12, с.142].
Третий путь повышения эффективности управления персоналом, который рекомендуется нами для внедрения в учреждении - повышение уровня профессионального развития и обучения сотрудников.
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов. Для использования на исследуемом предприятии мы рекомендуем следующие методы профессионального обучения сотрудников (табл.3.1):
обучение непосредственно на рабочем месте;
обучение вне рабочего места (в учебном классе).
Таблица 3.1
Методы обучения на рабочем месте
Метод |
Издержки (подготовка) |
Издержки (реализация) |
Область применения |
Инструктаж |
высокие |
низкие |
простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники |
Ротация |
средние |
средние |
смежные профессии, подготовка руководителей |
Наставничество |
низкие |
высокие |
сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска |