Общий коэффициент оборота кадров в организации определяется отношением суммы принятых и уволенных к среднесписочному числу рабочих или работающих. Определим данный коэффициент за 2009-2011 гг.:
Ко = (все уволенные + все принятые) / r (1)
где r – среднесписочная численность работников за определенный период
К2009 = (5+6) / 99 * 100% = 11,11%
К2010 = (7+4) / 98 * 100% = 11,22%
К2011 = (5+12) / 100 * 100% = 17%
Итак, общий коэффициент оборота кадров на данном предприятии составил: в 2009 году 11,11%, в 2010 году 11,22%, в 2011 году 17 %. Т.е. данный коэффициент имеет растущую динамику.
Частные коэффициенты оборота измеряются соответственно отношением числа принятых или числа уволенных за определенный период к среднему числу работающих:
Коп = rприн / r (2)
Коп2009 = 6 / 99 * 100 % = 6,06 %
Коп2010 = 4 / 98 * 100 % = 4,08 %
Коп2011 = 12 / 100 * 100 % = 12,00 %
(коэффициент оборота по принятым сотрудникам).
Коув = rув / r (3)
Ковыб2009 = 5 / 99 * 100 % = 5,05 %
Ковыб2010 = 7 / 98 * 100 % = 7,14 %
Ковыб2011 = 5 / 100 * 100 % = 5,00 %
(коэффициент оборота по выбывшим сотрудникам).
Из анализа движения рабочей силы видно, что в 2011 году выросла среднесписочная численность персонала по сравнению с 2010 на 2,05%.
При этом увеличилось количество лиц, принятых на работу в 2011 по сравнению с 2010 годом на 300%. Выбыло в 2011 году меньше чем в 2010 на 28,57%, причем 2 работника за нарушение трудовой дисциплины.
Для выявления причин текучести кадров проводилось анкетирование увольняемых сотрудников на протяжении 2011 года – уволилось 5 сотрудников. На основе проведенного анкетирования (приложение Г), основными причинами увольнения персонала компании являются:
- неудовлетворенность заработной платой – 2 человека;
- отсутствие перспектив карьерного роста – 2 человека;
- отсутствие системы адаптации – 1 человек.
Текучесть кадров ухудшает многие производственные показатели, а также моральный климат в коллективе, что препятствует созданию команды. Конечно, такая ситуация - это серьезный сигнал руководству о необходимости разобраться в процессах, происходящих в компании.
Важным показателем эффективности использования персонала является значение производительности труда.
Таблица 2.7 - Анализ производительности труда персонала
№ стр. |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолютный прирост |
Относительный прирост % | ||
2010- 2009 |
2011-2010 |
2010- 2009 |
2011-2010 | |||||
1 |
Выручка, тыс. руб. |
201886 |
340880 |
408060 |
138994 |
67180 |
168,85 |
119,71 |
2 |
Среднесписочная численность, чел. |
99 |
98 |
100 |
-1 |
2 |
98,98 |
102,05 |
3 |
Производительность труда, тыс. руб. (стр1 / стр2) |
2049,60 |
3496,21 |
4101,11 |
1446,60 |
604,90 |
170,58 |
117,30 |
В итоге в 2010 году по сравнению с 2009 годом производительность труда выросла на 70,58%, а в 2011 году выросла на 17,3%, что во многом предопределенно ростом денежной выручки за анализируемый период на 68,85% и 19,71% соответственно.
Хоть показатели производительности труда персонала на высоком уровне, нельзя забывать, что работники – это, прежде всего живые люди, от результатов деятельности которых зависит функционирование предприятия.
Поэтому, чтобы обеспечить нормальную бесперебойную работу предприятия, необходимо постоянно мотивировать персонал, а также внедрять новые технологии для совершенствования трудового процесса.
Как было выявлено в ходе анализа, проблемы компании по управлению персоналом состоят в не высокой заработной плате, в отсутствии перспектив карьерного роста и отсутствии системы адаптации персонала.
В результате анализа системы управления персоналом в организации мною был выявлен ряд проблем, которые можно систематизировать в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Недостатки системы управления персоналом Головного офиса ООО «Энергопром СПБ»
Область |
Характеристика недостатков |
Структура системы |
Недостаточная четкость распределения функциональных обязанностей в области управления персоналом; дублирование одних функций, недостаточное внимание другим |
Подбор персонала |
Большая трудоемкость при оценке кандидатов из-за длительной системы собеседований; недостаточное внимание уделяется личностным характеристикам (таким, как способности к выполнению тех или иных функций, черты характера), во многом определяющим успешность выполнения должностных обязанностей и взаимодействия с окружающими |
Система развития персонала |
Деятельность по созданию резерва "на выдвижение" неэффективна, поскольку она предполагает только продвижение по вертикали, которому способствует проведение мероприятий по оценке сотрудников и повышению квалификации; Не используется возможность качественного (личностного) роста работников, который предполагает создание возможностей для проявления инициативы и развития способностей каждого отдельного сотрудника, зачисленного в резерв. Другими словами, отсутствуют разработки программ карьерного роста сотрудников. |
Стимулирование труда |
Причины слабой мотивации и стимулирования к труду таковы: низкая зарплата; слабая связь системы материального стимулирования и результатов деятельности; неудовлетворительные условия труда; плохие возможности обучения и повышения квалификации; недостатки в организации системы управления (неритмичная работа, плохая обеспеченность сырьем и материалами, несвоевременный ремонт оборудования и тому подобное); сложившаяся практика управления, ориентированная больше на контроль и поддержание дисциплины, чем на формирование заинтересованного отношения к делу; равнодушие к потребностям, проблемам, устремлениям персонала. |
Адаптация персонала |
Отсутствует отлаженная система адаптации персонала. Напряженный морально-психологический климат в коллективе не позволяет молодому специалисту найти поддержку и помощь в работе. |
Оценка деятельности персонала |
Отсутствие действенной системы оценки персонала снижает эффективность действующего кадрового менеджмента в организации |
Обучение персонала |
Отсутствие обучающих лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр. Отказ от применения современных методов обучения персонала. Слабая заинтересованность работников организации в обучении вне и внутри производства. |
Информационное обеспечение |
Информационное обеспечение нуждается в постоянной модернизации, ведь от качества используемых устройств, оборудования во многом зависит производственная деятельность фирмы |