1. Составление списка сотрудников, которые войдут в рабочую группу по разработке и внедрению программы адаптации. Целесообразно включить в эту группу административный персонал и менеджера по персоналу.
2. Описание результатов, которых руководитель хочет достичь с помощью программы адаптации. Четкие формулировки помогут понять цели программы.
3. Классификация новых работников по группам. Важно определить требования к программам адаптации для каждой группы.
4. Составление списка вопросов, обычно возникающих у новых сотрудников.
5. Составление списка действий нового работника во время программы адаптации (испытательного срока), а также список необходимых ему сведений.
6. Разработка программы первого дня сотрудника.
7. Определение того, каким образом руководитель представит нового сотрудника остальным членам коллектива, что расскажет о новичке.
8. Подготовка комплекта печатных материалов, включив в него по необходимости следующие разделы:
- миссия компании, история компании;
- корпоративная культура,
- положение о персонале, внутрифирменные отношения;
- организационная структура, должностные инструкции;
- технологии работы, техника безопасности;
- список сотрудников с указанием должности, контактного телефона
- список ответов на наиболее стандартные вопросы новичков, с указанием лиц, к которым можно обратиться для дополнительных разъяснений;
9. Определение критериев успешности прохождения испытательного срока, варианты его досрочного прекращения.
10. Определение формы предоставления обратной связи от нового сотрудника и его наставника о ходе адаптационного периода (испытательного срока).
11. Разработка программы подведения итогов испытательного срока и перевода сотрудника в основной штат.
Перечисленные действия необходимо выполнить для повышения эффективности системы управления персоналом Головного офиса ООО «Энергопром СПБ».
Предлагаемые рекомендации носят комплексный характер. Их внедрение в практическую деятельность компании важно осуществлять под четким наблюдением генерального директора Головного офиса ООО «Энергопром СПБ».
Полагаю, что их реализация в целом благоприятно отразится на результатах деятельности исследуемой организации.
Приложение А
Процесс набора и отбора кадров
Приложение Б
Анкета для выявления факторов, способствующих повышению удовлетворения трудом
1. Удовлетворяет ли вас содержание труда? (т.е. работа, которую приходится выполнять)
(вполне удовлетворяет, удовлетворяет, не вполне удовлетворяет, не удовлетворяет)
2. Удовлетворяют ли Вас возможности профессионального роста?
(вполне удовлетворяют, удовлетворяют, не вполне удовлетворяют, не удовлетворяют)
3. Удовлетворены ли Вы возможностью влиять на дела предприятия?
(вполне удовлетворяют, удовлетворяют, не вполне удовлетворяют, не удовлетворяют)
4. Удовлетворены ли Вы отношением в коллективе между сотрудниками?
(вполне удовлетворяет, удовлетворяет, не вполне удовлетворяет, не удовлетворяет)
5. Влияют ли отношения в коллективе на Вашу личную жизнь?
(очень влияют, не очень влияют, совсем не влияют)
6. Что является побудителем к активной деятельности на предприятии? (проранжировать)
– понимание нужд предприятия и желание сделать свой вклад в общее дело;
– указание лидера, который лучше знает, что делать;
– наличие более–менее четких инструкций;
– возможность самостоятельно принимать решения;
– что–либо еще
7. Удовлетворяет ли Вас система оплаты?
(вполне удовлетворяет, удовлетворяет, не вполне удовлетворяет, не удовлетворяет)
8. Перешли бы Вы в другой цех, если бы представилась такая возможность (при условии, что зарплата осталась бы прежней)?
– да, очень бы хотел перейти;
– скорее всего перешел бы, чем остался;
– не вижу разницы;
– скорее всего остался бы в своем отделе;
– очень хотелось бы остаться в своем отделе.
9. Что является для Вас стимулом в работе? (проранжировать)
– стремление к получению большего материального вознаграждения;
– возможность приобрести профессиональный опыт;
– стремление к продвижению по службе;
– уважение и признание со стороны руководителя;
– хорошее отношение товарищей;
– возможность быть отличным исполнителем, хорошо выполнять поставленные кем–то задачи;
– возможность быть максимально самостоятельным в работе;
– желание проявить творчество в работе.
10. Каким формам стимулирования на предприятии уделяется большее внимание? (проранжировать)
– стремление сотрудников к получению большего материального вознаграждения;
– возможность приобрести профессиональный опыт;
– стремление к продвижению по службе;
– уважение и признание со стороны руководителя;
– хорошее отношение товарищей;
– возможность быть отличным исполнителем, хорошо выполнять поставленные кем–то задачи;
– возможность быть максимально самостоятельным в работе;
– желание проявить творчество в работе.
11. Каким образом решаются на предприятии возникающие проблемы? (выбрать одно, наиболее часто встречающееся)
– руководители принимают решения и сообщают сотрудникам, что и кому нужно делать;
– руководители советуются с сотрудниками и принимают решение с учетом мнений сотрудников;
– руководители вместе с персоналом ищут пути выхода из сложившейся ситуации.
12. Удовлетворяют ли Вас условия, в которых Вы работаете?
(вполне удовлетворяют, удовлетворяют, не вполне удовлетворяют, не удовлетворяют)
13. Какова на Ваш взгляд атмосфера в коллективе? (поставьте, пожалуйста, крестики в тех квадратах, которые ближе к выбранному Вами полюсу)
Дружелюбие |
Враждебность | ||||||||
Согласие |
Несогласие | ||||||||
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | ||||||||
Продуктивность |
Непродуктивность | ||||||||
Увлеченность |
Равнодушие | ||||||||
Теплота |
Холодность | ||||||||
Сотрудничество |
Отсутствие сотрудничества | ||||||||
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | ||||||||
Занимательность |
Скука | ||||||||
Успешность |
Неуспешность |