Также установлены нарушения, вызванные принятием Жилищным комитетом порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, противоречащего Жилищному кодексу РФ и иным нормативным документам РФ.
Аудиторы КСП напоминают, что установление порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги находится вне пределов компетенции органов исполнительной власти Санкт-Петербурга.
— В нарушение требований п.п. б п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 в утвержденном Жилищным комитетом платежном документе, предназначенном для оплаты жилищных и коммунальных услуг нанимателями жилых помещений, вместо номера банковского счета исполнителя услуг указывался номер банковского счета ГУП ВЦКП.
— Часть платежей населения за жилищные и коммунальные услуги (пени и задолженность по договорам социального найма до 2005 года), являющихся доходами бюджета Санкт-Петербурга, зачислялась на лицевые счета ГУ ЖА, открытые в ГУП ВЦКП, и в городской бюджет не поступала. Эти деньги не направлялись на оплату расходов, связанных с погашением кредиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги. А были израсходованы, в частности: на проведение праздничных мероприятий, на оплату государственной пошлины, на взносы за участие в конференциях и семинарах, прочие организационные взносы, на оплату образовательных услуг и повышения квалификации, на уплату штрафов за ненадлежащее соблюдение ГУ ЖА требований законодательства (за нарушение правил пожарной безопасности, в области благоустройства и административного правонарушения), на оплату культурных мероприятий и на содержание ГУ ЖА.
— Контрольно-счетной палатой неоднократно выявлялись факты погашения имеющейся у ГУ ЖА кредиторской задолженности за коммунальные ресурсы по решениям Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных на текущее содержание жилищного фонда.
— Платежи, поступившие ГУ ЖА (на лицевые счета в ГУП ВЦКП) в погашение задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги, образовавшейся до 2005 года часть пени и платежей за коммунальные услуги отражались в бюджетной отчетности ГУ ЖА как доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
— Размещение заказов на выполнение работ (оказание услуг), предназначенных на содержание, осуществлялось без проведения конкурсных процедур.
— Имела место монополизация услуг ГУП ВЦКП в результате неприменения ресурсоснабжающими организациями (РСО) порядка расчетов по безакцептной форме оплаты, при условии заключения исполнителями услуг договоров на комплексное обслуживание с ГУП ВЦКП. При этом иным исполнителям услуг (ТСЖ, ЖСК и ЖК), не обслуживающимся в ВЦКП, в нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РСО навязывались невыгодные (дискриминационные) условия договоров ресурсоснабжения (с применением безакцептной формы оплаты), в том числе со взиманием штрафов и неустоек за просрочку платежей при добросовестном (в соответствии с п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ) исполнении плательщиками своих обязанностей.
По расчетам директора ГУП ВЦКП Александра Коновалова, ущерб Петербургу нанесен значительно меньший, чем указывается в отчете КСП, да и то еще как на это посмотреть. Так, переплата по части фактически невыполненных работ, по данным Коновалова, составляет на порядок меньшую сумму: 49,5 тысяч рублей, а не 575,6 тысячи. И связано это с тем, что сотрудники не всегда успевали оформить актами сделанные работы.
Отсутствие оформленных прав пользования на семь помещений для размещения пунктов приема граждан Городского центра жилищных субсидий объясняется тем, что ничем закончилась на эту тему переписка с исполнительной властью. На сегодня у ВЦКП таких помещений пять.
По результатам проверки был уволен его первый заместитель — Кирилл Ратушин.
SWOT – анализ показал, что компании для дальнейшего успешного функционирования необходимо постоянно отслеживать ситуацию на предприятии в части нарушенных пунктов. Для этого у компании имеются все необходимые ресурсы: квалифицированный персонал, стабильное финансовое положение, конкурентные преимущества. Следует создать Комиссию по внутреннему аудиту. Также предприятию рекомендуется организовать работу отдела по связям с общественностью.
Портфель услуг ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» выглядит следующим образом (табл.2)
Таблица 2
Структура портфеля платных услуг ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»
Вид услуг |
Удельный вес в структуре |
Создание и ведение электронных баз данных по населению и жилому фонду Санкт-Петербурга |
6,2 |
Создание и сопровождение комплекса автоматизации работы организаций, управляющих жилым фондом. (Система Городского Уровня "Квартиросъемщик" и другие). |
8,4 |
Формирование и печать единого документа "Счет". |
23,3 |
Сбор платежей населения за жилье и коммунальные услуги |
13,8 |
Расчет денежного выражения субсидий и компенсаций граждан и учет их при формировании документа "Счет". |
4,7 |
Создание, техническое сопровождение и поддержка баз данных по населению и жилому фонду. |
8,9 |
Информационная, техническая и финансовая реализация механизма компенсации "выпадающих доходов" Управляющих компаний и ОСЖ. |
11,2 |
Создание и сопровождение комплекса автоматизации аварийно-диспетчерской службы. |
9,3 |
Создание и сопровождение комплекса автоматизации Паспортной службы. |
5,7 |
Разработка программного обеспечения для организаций жилищно-коммунального хозяйства. |
8,5 |
Всего |
100% |
Для наглядности представим портфель услуг в виде диаграммы на рисунке 8.
Рис.8. Структура портфеля услуг ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»
Как видно из рисунка наибольшую долю в структуре портфеля составляют следующие услуги: