Это создает благоприятный социально-психологический климат в организации, способствует установлению доверительных отношений между сотрудниками, что оценивается положительно. Поэтому каждый сотрудник осознает свою ценность в организации, несет ответственность за выполненную работу, что способствует более качественному ее выполнению.
Культура (организационная) в организации рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать сотрудников на новые цели, изменения, развитие, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность и облегчать общение. Интегральная оценка эффективности организационной культуры говорит о достаточно высокой культуре на предприятии.
Показатели, характеризующие эффективность процесса управления свидетельствуют, что в организации достаточно высокий уровень использования технических средств в управлении, поэтому большинство управленческой документации стандартизировано. Но из-за большого потока информации, наличие высшего уровня управления, коэффициент качества выполнения управленческих функций невысокий. То есть при выполнении руководством предприятия своих непосредственных управленческих функций есть потери рабочего времени, на различные согласования с высшим руководством, которые снижают качество труда руководства предприятия.
Анализируя эффективности системы управления можно сказать, что система управления предприятия за период 2007 - 2009 гг. функционирует не стабильно, у руководства в управлении организацией есть некоторые проблемы. Основными проблемами на предприятии являются сложности в определении стратегического развития предприятия и функционировании информационного потока. Таким образом, стратегии развития предприятия не всегда соответствуют требованиям внешнего окружения, и не являются достаточно гибкими и оптимальными. Так как основные управленческие решения принимаются на высшем уровне управления, это снижает их эффективность из-за большого информационного потока, длительности обмена информацией и несвоевременности принятия решений.
Чтобы динамично развиваться организация должна более эффективно работать с потребителями. Для этого необходимо разработать гибкую стратегию по отношению к потребителям. Это возможно только учитывая все внутренние и внешние факторы функционирования организации на рынке. Таким образом, руководству необходимо совершенствовать и внедрять новые наиболее эффективные механизмы управления в целях стабилизации деятельности.
Универсального набора характеристик для правильно построенной организации не существует, но можно выделить факторы и их сочетания, которые будут объяснять, какие элементы системы управления и какие люди приживаются в организации, а какие нет.
Успехом любого предприятия является сосредоточение на реализации долгосрочной стратегии, упорядочивание бизнес-процессов, вовлечение персонала в инновации, пробуждение мотивации к достижению результатов.
Изученная существующая модель управления на ПО «Ливенские электрические сети» показала, что она не является по своим критериям идеальной. Поэтому необходимо сформировать свою модель и предложить руководству предприятия внедрить свои рекомендации для более эффективного управления предприятием.
Целью создания эффективной модели управленческой деятельности, внедрение которой обеспечит максимальный эффект на предприятии, является увеличение творческого и профессионального характера управленческого труда и повышение его организационной структуры и культуры.
Задачей является совершенствование требований и форм к содержанию модели. Общие принципы построения модели:
-сокращение избыточной информации и создание общей модели управления;
-взаимоувязка требований к модели, относящимся к различным элементам системы управления;
-комплексность;
-стабильность требований.
Рисунок 3 - Комплекс организационно-методических мероприятий построения модели управления предприятием
Первостепенное значение в области совершенствования управленческого труда на предприятии имеет функционально-иерархическое его разделение.
Несмотря на то, что структура предприятия имеет минимум служб и отделов, все равно происходит дублирование обязанностей. В связи с этим можно предложить свои рекомендации по поводу распределения прав и обязанностей на предприятии среди ИТР.
Схема функциональных взаимосвязей структурных подразделений предприятия формируется матричным способом с применением символов (индексов) для обозначения степени участия того или иного подразделения в выполнении данной функции. Принятые в схеме индексы имеют следующее значения:
О - отвечает за выполнение функции, обобщает результаты, организует ее выполнение;
П - представляет предложения, информацию, необходимую для выполнения данной функции;
У - участвует в обсуждении и подготовке отдельных вопросов по выполнению данной функции;
С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы по данной функции;
Р - принимает решения (утверждает, подписывает документ).
Следующим немало важным элементом в системе эффективного управления предприятием является критерий системы информации. Наблюдается низкий уровень приема, обработки и отправки информации, некачественное ее понимание, задержка в получении информации. Отсутствие информационно-методического обеспечения обратной связи. Все это можно исправить, создав определенный процесс поступления и обработки информации. Можно предложить внедрить процесс документограммы, логико-информационную схему обработки информации и схемы информационных потоков документооборота.
Документограмма процесса (ДП) устанавливает маршрут прохождения определенного документа через звенья управления с указанием сроков и характера выполняемой работы по составлению данного документа. Модель ДП представлена в таблице 17.
Таблица 17 - Модель документограммы процесса
Перечень этапов разработки документов |
Сроки исполнения работ |
Органы управления | ||||||
1 |
2 |
. |
. |
. |
. |
. | ||
… |
… |
… |