Ввиду вышеизложенного можно сделать вывод, что существующая система менеджмента является недостаточно эффективной, требующей доработок и совершенствования. При оценивании рациональности структуры управления был применен экспертный метод. В роли экспертов выступили 5 человек – ведущие специалисты ПО «Ливенские электрические сети». Средневзвешенная оценка критерия определялась по формуле: (3)где n – количество экспертов, чел.;ni – оценка эксперта (от 0 до 5);v – вес (значимость) критерия.
Интегральная оценка эффективности каждого элемента системы управления представляет собой сумму средневзвешенных оценок критериев.
В целом линейно-функциональная структура управления соответствует объекту управления и сложности выполняемых работ. Интегральная оценка рациональности структуры управления составляет 4,64 балла. Достаточно высокое значение говорит о рациональной структуре управления (таблица 12).
Таблица 12 – Интегральная оценка рациональности структуры управления и ее технико-организационного уровня
Критерий оценки |
Вес |
Эксперт 1, балл |
Эксперт 2, балл |
Эксперт 3, балл |
Эксперт 4, балл |
Эксперт 5, балл |
Взвешенный балл |
1. Соответствие структуры объекту управления |
0,2 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
0,92 |
2. Соответствие структуры принципам управления |
0,2 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
0,92 |
3. Степень централизации (децентрализации) |
0,1 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
0,42 |
4. Соответствие численности и состава работников объему и сложности работ |
0,2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
0,92 |
5. Соответствие средней норме управляемости |
0,1 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
0,48 |
6. Сбалансированность распределения прав и ответственности |
0,1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,5 |
7. Уровень специализации и функциональной замкнутости |
0,1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
0,48 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
4,64 |
Анализ эффективности структуры управления предприятием показал, что в настоящее время количество структурных подразделений предприятия соответствуют рациональной организации предприятия. Каждое подразделение предприятия выполняет свою работу, обеспечивая весь комплекс услуг по продаже, установке и сервисному обслуживанию реализуемого насосного оборудования, тем самым, исключая дублирование работниками управленческих функций. Но при этом цель и стратегия развития организации определяется на высшем уровне руководства.
Достижение более высокого качественного уровня обслуживания потребителя, предложения расширенного пакета сервисных услуг и увеличение их числа. Цели понятны каждому сотруднику организации, так как с увеличением дохода организации обеспечивается рост дохода сотрудников (за счет увеличения премий).
Интегральная оценка эффективности системы целей организации и составляет 4,30 балла, что позволяет сделать вывод, в организации существует взаимосвязь целей и предъявляемым к ним требованиям и способам достижения (таблица 14).
Таблица 14 – Интегральная оценка эффективности системы целей организации
Критерий оценки |
Вес |
Эксперт 1, балл |
Эксперт 2, балл |
Эксперт 3, балл |
Эксперт 4, балл |
Эксперт 5, балл |
Взвешен-ный балл |
1. Наличие и уровень миссии |
5 |
4 |
5 |
4 |
1 |
1,14 |
5 |
2. Наличие сформированной системы целей («дерева целей» организации) |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
1,32 |
4 |
3. Соответствие целей предъявляемым к ним требованиям |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
0,84 |
4 |
4. Соответствие целей структуре организации |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
5 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
4,30 |