рефераты по менеджменту

Политика государственных расходов в переходной экономике

Страница
8

В реальном выражении за 2000 г. по сравнению с 1999 г. финансирование промышленности, энергетики и строительства снизилось на 36,6%, сельского хозяйства – на 13,0%, финансирования рыночной инфраструктуры – на 44,9% при реальном росте финансирования транспорта, дорожного хозяйства и связи на 12,1%. Однако для полноты картины следует вспомнить о росте удельного веса расходов целевых бюджетных фондов, львиную долю которых составляют расходы на сельское хозяйство.

За 2000 г. капитальные вложения (без заключительных оборотов) были профинансированы на сумму 165221,5 млн. руб., что в реальном выражении на 8,7% меньше, чем за 1999 г. Выполнение годового плана составило 95,4%, что ниже сложившегося в целом по расходам бюджета на 0,6 процентных пункта.

Республиканский бюджет без учета заключительных оборотов исполнен с дефицитом 17879,98 млн. руб. или 0,2% к ВВП (при годовом плане 1,7% к ВВП). Сложившийся значительно ниже запланированного, уровень дефицита обусловлен недобором источников его финансирования, в первую очередь средств от реализации ГЦБ и внешних источников финансирования.

Что касается года 2001, то с учётом того, что бюджетный 2001 год ещё не закончился анализ по нему проведём за период с января по август. Расходы консолидированного бюджета за январь-август 2001 года профинансированы в сумме 3690416,2 млн. рублей, или 59,0% к годовому плану (за аналогичный период прошлого года - 58,8%).

Функциональная структура расходов государственного бюджета за этот период не претерпела существенных изменений. По-прежнему сохраняется тенденция снижения доли капитальных вложений (с 7,9% в январе-августе 2000 г. до 6,3% в январе-августе 2001 г.), реального сектора экономики (с 6,9% в январе-августе 2000 г. до 6,0% в январе-августе 2001 г.) и доля расходов на пополнение государственных запасов и резервов (с 1,8% до 0,8%). (см. рис. 9) Как новую тенденцию можно отметить снижение доли расходов государственных целевых фондов (с 17,2% в январе-августе 2000 г. до 16,1 % в январе-августе 2001 г.).

Рис. 9 Функциональная структура расходов бюджета, %

В реальном выражении (скорректировано на дефлятор ВВП) прямое государственное финансирование реального сектора экономики снизилось за январь-август текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4%, что обусловлено сокращением расходов на финансирование всех основных отраслей экономики. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прямое финансирование из бюджета промышленности, энергетики и строительного комплекса сократилось на 4,5%, сельского хозяйства - на 10,1%, транспорта, дорожного хозяйства и связи - на 1,2%, а развитие рыночной инфраструктуры - на 39,5%. (см. рис. 10)

Рис. 10 Структура расходов бюджета (без целевых фондов) на финансирование

реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства)

В результате наибольший удельный вес в прямых расходах бюджета на народное хозяйство в августе продолжает занимать транспорт, дорожное хозяйство и связь – 43,7% при 21,2% расходов на промышленность, энергетику и строительный комплекс и 34,9% на сельское хозяйство (по сравнению с июлем доля сельского хозяйства увеличилась на 6,0%). Нарастающим итогом за январь-август доля расходов на сельское хозяйство в этой группе продолжает оставаться значительной – 38,9% от общей суммы прямого финансирования реального сектора экономики.

За январь-август 2001 г. капитальные вложения были профинансированы на сумму 232946,3 млн. руб., или на 55,7% к годовому плану. В структуре капитальных вложений продолжает сохраняться тенденция прошлого года – на промышленность, энергетику и строительный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство и связь израсходовано 52,8% от общей суммы финансирования, в том числе на промышленность, энергетику и строительный комплекс – 39,5 %, а на транспорт, дорожное хозяйство и связь – 13,3%. Кроме того, можно выделить жилищно-коммунальное хозяйство – 12,7%, здравоохранение и физическую культуру – 11,5% и образование – 9,3%, что в целом составляет 33,5% от общего объема инвестирования.

Расходы республиканского бюджета за январь-август 2001 года профинансированы в сумме 2003818,8 млн. руб., или 56,1% плана 2001 года (в 2000 году годовой план за этот период был исполнен на 56,8%).

Снижение доли капитальных расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 6,2 п.п. (с 25,3 до 19,1%). Это обусловлено сокращением доли капитальных вложений в основные фонды с 20,3 до 16,4% и доли расходов на создание государственных запасов и резервов с 3,4 до 1,5% в расходах республиканского бюджета.

Сокращение субсидий компенсируется в определенной степени ростом расходов на бюджетные ссуды. Так, за август величина выданных ссуд возросла на 61873,8 млн. руб. Однако одновременно наблюдается рост возврата бюджетных ссуд и займов нефинансовыми организациями – при плане (-15380,8) млн. руб. фактически возвращено за январь-август (-24301,6) млн. руб., или в 1,6 раза больше запланированного на год.

Несмотря на структурные изменения, группа основных расходных статей республиканского бюджета осталась та же: за восемь месяцев 2001 года наиболее значительные средства расходовались на субсидии и трансферты (текущие и капитальные) - 31,8%, оплату труда рабочих и служащих (с начислениями) – 16,9% и на капитальные вложения в основные фонды – 16,4%, что в сумме составляет 65,1% всех расходов (в январе-августе 2000 года на эту группу расходов приходилось 70,6%).

По итогам восьми месяцев 2001 года наблюдалось суммарное превышение расходов государственного бюджета над доходами – дефицит составил 175176,4 млн. рублей, или 1,8% ВВП. На протяжении последних месяцев 2001 года продолжается рост дефицитности республиканского бюджета. В целом по государственному бюджету за август дефицит возрос с 3,5 до 4,1% ВВП (см. рис. 11)

Рис. 11 Динамика доходов и расходов бюджета помесячно, %

Это обусловлено прежде всего сокращением поступления доходов в бюджет с 33,4% ВВП в июле до 29,4% ВВП в августе, что ниже, чем в августе 1998-2000 годов (минимальное значение уровня централизации бюджетных средств в рассматриваемом периоде было в августе 1996 года – 22,3% ВВП). Наиболее низкий уровень централизации финансовых ресурсов государства ежегодно наблюдается в августе-сентябре, что хорошо видно на графике.

График также отчётливо показывает рост расходов бюджета за период с 1996 по середину 2001 года.

Таким образом, бюджет Республики Беларусь представляет собой социально ориентированный финансовый план. Однако, до сих пор в нём присутствуют значительные суммы расходов на народное хозяйство, что не позволяет в полной мере осуществлять социальную политику на уровне большинства стран Восточной Европы. Так же велики расходы на управление, но последние решения Президента Беларуси позволяют надеяться на снижение численности управленческого аппарата. На обеспечение внутренней безопасности тратятся значительные средства – в два раза большие, чем ассигнования на национальную оборону! Такая ситуация конечно же не должна была бы быть, но современные белорусские реалии – выборы президента в 2001 году, противостояние с оппозицией полностью объясняют особое положение органов правопорядка.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту